Расспросили самарского актёра о буднях частного театра.
В 2020 году исполняется 35 лет частному театру «Город». Актёр Борис Трейбич рассказал, как когда-то он пришёл в эту труппу, почему не покинул её до сих пор и чем живет сегодня творческий коллектив.
Время перемен
В театр я попал случайно. Летом 1991 года увидел объявление о том, что «Город» набирает актёрский курс. Меня это почему-то заинтересовало. Хотя прежде никаких стремлений к игре на сцене у меня не было. В школьные годы я выступал пару раз на утренниках. В первый раз забыл стихотворение, которое собирался прочитать, а второй раз пробыл на сцене секунд 20 и произнес одну фразу. Видимо, в начале 90-х время было такое, всё ломалось. Причём не только снаружи, но и внутри. Завод, на котором я трудился, практически встал. Люди стали менять профессии, каждый искал себя. О том, что я стану актёром, тогда речи не шло. Это было просто что-то новое. Курс вел основатель театра «Город» Виктор Алексеевич Тимофеев.
Он преподавал сам и приглашал из института культуры педагогов по речи, актёрскому мастерству. На первое вводное занятие собралось человек 30 - трое мужчин и много девушек. Каждому следовало рассказать о себе. Мне тогда было 27 лет, я окончил политехнический институт и уже несколько лет работал на станкозаводе. Тимофеев выслушал меня и говорит: «Вы же понимаете, что никогда не будете актёром?» Я сказал, что, конечно, понимаю. Тем не менее с того нашего курса я единственный остался в театре. Примерно в середине обучения меня начали вводить в спектакли на небольшие роли. Когда курс закончился, их число возросло. Первое время я совмещал игру в театре с работой на заводе. Но потом понял, что хочу остаться в «Городе». Меня сюда тянуло, здесь была совершенно иная атмосфера. Я прекрасно понимал, что заработать денег тут невозможно. Первые годы было очень тяжело в материальном плане. Зарплаты - от случая к случаю и небольшие, а тут еще и инфляция. Потом появились разные подработки, тоже связанные с театром. Это позволило еще больше закрепиться в актерской профессии.
Возможность играть
Помимо «Города» я ещё играю в «Самарской площади». Моё достаточно активное сотрудничество с этим театром началось в 2007 году. Через какое-то время встал вопрос: либо мне окончательно переходить туда, либо в новых спектаклях меня задействовать не будут. И это правильно: если есть своя труппа, зачем приглашать актёров со стороны? Я принял решение остаться в «Городе». Возможно, причиной этому стала моя преданность Виктору Алексеевичу. В «Самарской площади» сейчас выхожу на сцену только в нескольких спектаклях, которые были поставлены еще тогда. Этот театр был мне необходим, чтобы осваивать профессию. Сейчас у «Города» достаточно серьёзный репертуар. А прежде играли мы нечасто. Но когда пришлось выбирать, сомнений не было: мой дом - это «Город». Несмотря на то, что «Самарская площадь» - театр муниципальный, и во многих отношениях там проще, чем в частной труппе.
Два сложных момента
За те почти 30 лет, что я в «Городе», у нас было два критических момента. Первый раз в 1995 году, когда труппа раскололась и шесть человек, на которых держался репертуар, ушли и создали свой театр «Витражи». Произошло это неожиданно, в одночасье. Как гром среди ясного неба - всё рухнуло, играть некому и нечего. Но постепенно мы взяли себя в руки, восстановили спектакли. Тимофеев вел курс в институте культуры, и нас тогда очень выручили его студенты, которые хотя бы год-два играли у нас. После окончания учёбы они уходили - финансовая нестабильность не позволяла им остаться, но хотя бы какое-то время с их помощью мы могли держать репертуар.
Второй сложный момент - 2011 год, когда не стало Виктора Алексеевича. Нам предстояло решить, стоит ли всё это продолжать. Решили, что стоит. К нам присоединились ребята, которые за год до этого окончили курс у Тимофеева. В первые годы у нас было, если можно так сказать, общее художественное руководство театром. Основную же часть административной работы взяли на себя я и нынешний директор «Города» Татьяна Быкова. В 2016 году к нам пришел Константин Грачков, незадолго до этого окончивший СГИК. Он стал нашим художественным руководителем. Поставил спектакли «Марьино поле», «Бред вдвоем», «Иллюзии». Стал привлекать других режиссёров. К этому времени мы уже базировались в областной библиотеке, а до этого примерно лет десять показывали спектакли на площадке музея Алабина. Еще раньше постоянной сцены у нас не было. Мы показывали постановки в разных местах - в Доме актёра, ДК Металлургов, ДК Кирова. Конечно, наличие постоянной площадки - это совсем другое дело. Зритель привыкает к ней. Почему-то так получилось, что после переезда в Областную библиотеку люди стали ходить к нам активнее. Думаю, в этом есть заслуга сотрудников учреждения, которые очень хорошо к нам отнеслись, много помогают, в том числе информационно.
До пандемии и во время
Третий сложный момент в жизни театра наступил сейчас. В пандемию всем пришлось нелегко, частным коллективам трудно вдвойне. Мы оказались как бы вне закона. Государственные и муниципальные театры имеют финансирование - хоть урезанное, но все же позволяющее существовать. Частные фирмы тоже получили какую-то поддержку от государства. Мы надеялись, что нам тоже помогут. Оказалось, что наша форма собственности не входит в перечень поддерживаемых государством. Пришлось выживать самим. В том числе просить помощи у зрителей. Нам перечисляли небольшие суммы, но мы очень благодарны всем, кто нас поддержал. Была надежда, что начнётся театральный сезон и все изменится. Люди будут ходить на спектакли, и мы поправим своё положение. Но, увы, этого не произошло. Зрителей сейчас очень мало. Кто-то болеет, кто-то боится. Коллективные походы школьников запрещены. Иногда даже приходится отменять спектакли из-за того, что билеты не проданы.
Скоро премьера
Тем не менее сейчас режиссёр Ольга Рябова ставит новый спектакль. «Мой папа - Питер Пэн» по пьесе современного шведского драматурга Керен Климовски. Премьера назначена на 31 октября (прим. — и 29 ноября). Мы надеемся, что на эту постановку будут приходить родители с детьми-подростками. В ней затрагивается тема отношений в семье. Что делать, если папа не готов брать на себя ответственность и создает свой мир Питера Пэна, в который вовлекает сына? Формально этот человек неправ. Но если посмотреть глубже, может оказаться, что его желание жить в идеальном мире вполне понятно и оправданно. В спектакле затрагиваются вопросы доверия, одиночества в семье.
Я репетирую две роли - папы и ведущего. В наших дальнейших планах - спектакль «Точки на временной оси» современного автора Дмитрия Богословского. Его будет ставить Константин Грачков.
Классика и современность
Сейчас в репертуаре «Города» более десяти детских спектаклей и чуть меньше постановок для взрослых. Наш худрук сторонник новой драматургии, поэтому мы много играем современных авторов - «Иллюзии» Ивана Вырыпаева, «Наш класс» Тадеуша Слободзянека, «Марьино поле» Олега Богаева. Но есть у нас в репертуаре и классика, например «Последняя остановка» по Эриху Марии Ремарку. Или «Знаток женского сердца» по произведениям Зощенко и Аверченко. Этот спектакль был поставлен ещё Тимофеевым и до сих пор весьма популярен у зрителей. Поскольку театр не имеет финансирования, гарантированных зарплат у нас нет и нет постоянной труппы. Но есть несколько актёров, которые составляют костяк коллектива. Помимо них много приглашенных артистов. Это непросто, поскольку приходится всё время подстраиваться под каждого. Репетируем мы зачастую поздно вечером, а то и вовсе ночью, когда все освобождаются после основной работы.
Не бояться ошибаться
Мне интересно всё - и классика, и новая драматургия. Я люблю играть в детских спектаклях, в комедиях, в психологических драмах. Актёру, чтобы развиваться, нужно участвовать во всём. И непременно взаимодействовать с разными режиссёрами. Ведь каждый работает по-своему. Дима Крестьянкин, который поставил «Наш класс», пришел со своим видением, сразу объяснил актёрам, что делать. А Ольга Владимировна Рябова хочет, чтобы сначала каждый участник спектакля предложил что-то своё. Всё это копится, обсуждается и потом вытекает в итоговый вариант. Крайне интересно пробовать разные формы работы. Я считаю, режиссёр должен не бояться ошибаться. Чтобы набить руку, надо постоянно ставить спектакли. Другого способа научиться нет. Не получилась постановка? Ничего страшного. Берись за следующую.
Автор: Светлана Келасьева ("Самарская газета") 17.11.2020
Источник: https://sgpress.ru/news/212432