9 и 10 марта в самарском театре «Город» состоялась премьера спектакля«Король Лир». Который смог соединить в себе несколько интересныхактерских работ и предельную, дажеподчеркнутую скромность декораций.
Режиссер любительского театра, стоя насцене, задает своим актерам интересныйвопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Ему труппа с энтузиазмоми хором отвечает: «И замахнемся!» Помните, где, кем и когда был сыгран этот черно-белый эпизод в кино? Вот и мы его вспомнили, когда увидели в афише самарского театра«Город» премьеру «Короля Лира».
Первые впечатления
Спектакль получился довольно продолжительным, около 3,5 часа с одним антрактом. На протяжении нескольких недель передпремьерой было сопровождение любопытной маркетинговой кампанией в социальных сетях, где образ каждого из актеров былрешен в черно-белом цвете, а их лица украшали загадочные элементы линий из геометрических фигур. Интересный факт, чтотеатру уже 39 лет, но «замахнуться на Шекспира» его труппа решилась впервые. Сразуже после премьерного показа в Сети появились различные отзывы, которые одновременно отмечали и достоинства, и недостаткитворческого высказывания.
Совершенно естественно, что состав актерской труппы «Города» во время репетиционного цикла столкнулся с серьезнымипрофессиональными вызовами. В спектакле задействована большая часть труппы, некоторые артисты предстали в новой постановке в совершенно непривычных дляпублики амплуа. Борис Трейбич воплотилна сцене образ Короля Лира. Его персонажстал камертоном, опорой и точкой отсчетадля зрителей. Его Лир получился экзальтированным, со множественными перепадамив текущем настроении. То мы видим бурного и динамичного, вздорного и истеричногомонарха. То другую его крайность – трогательного и добросердечного, даже местамитихого «маленького» человека. Он словноустал жить в вечной борьбе, периодическисоглашаясь с ближайшим окружением. Потом у персонажа происходит очередная неожиданная вспышка осознания себя, и изнего изливается, словно лава из вулкана, обильная гневная риторика. Его невозможнозабыть, его сложно не простить, к концу постановки приходит понимание, что каждыйиз нас может жестоко ошибаться. Ему начинаешь сопереживать и верить.
Обращает на себя внимание блестящийдуэт старшей и средней дочерей монарха (Гонерилья – Татьяна Стенина и Регана – АннаКорабель). Первая предельно жестка и умна, жалит как оса и остра, словно клинок меча. Лучше никому не стоять на её пути к обладанию абсолютной властью. Про второй персонаж народная мудрость справедливо ужевынесла вердикт, что «мягко стелет, да жестко спать». Союз сестер получился крепким иубедительным, мощным и интересным.
Настоящей находкой и удачей спектаклястала роль графа Глостера, жизнь которогобыла оригинально и ярко воплощена Артемом Рыбиным. Напомним, что этот персонаж появляется во многих важных сценахлегендарной трагедии. Он смог стать темнужным катализатором, что вносил необходимую динамику в сюжет, который в некоторых эпизодах периодически попадал в«воздушные ямы», словно мы находились нев уютном зрительном зале, а в самолете, чторезко входил в зону турбулентности. Реплики Глостера/Рыбина дарили зрителю самодыхание жизни, её бешеную энергию, достоверность происходящего и очаровательнуюнепредсказуемость.
Отсылки
Одной из заметных интересных режиссерских идей постановщика Алексея Романова стало не только выдвижение УльяныКосаревой на роль Корделии, но и то, чтоэтой же самой юной актрисе труппы досталась ключевая роль Шута. Одна из самыхсложных и эмоционально неоднозначных. Вэтом решении можно найти изящный исторический реверанс, что способны оценитьлюбители театра. Напомним, что в легендарном театре «Глобус» эти роли играл одинактер, и именно персонаж Шута становитсяактивным проводником мыслей и страховЛира, их постоянным ретранслятором, а непросто сторонним наблюдателем. Начинаетпостепенно витать в зрительном зале мысль, что король потихоньку сходит с ума, в тот момент, когда он принимает решение изгнатьлюбимую младшую дочь.
Среди предельно лаконичных декорацийобращает на себя внимание оригинальнаябегущая строка, что поясняет зрителю местодействия, добавляя спектаклю кинематографичности. К достоинствам работы можноотнести, что спектаклю удалось пересказатьсуть трагедии понятным и логичным языкомдля современного зрителя. Отдельное эстетическое удовольствие – слушать со сцены правильную и выверенную речь, вникать в богатую палитру чувств, эмоций и интонацийблагодаря разнообразной актерской игре.
При всем этом, сам по себе спектакльпроизводит впечатление еще не доведенного до готовности продукта, которому нужновремя для дальнейшего совершенствования. Тем не менее спектаклю удалось удержатьвнимание публики на протяжении всегодействия, получить в финале заслуженныеаплодисменты и создать в среде постоянныхпосетителей театра питательную почву длядискуссий.
Алексей РОМАНОВ, главныйрежиссер театра «Город»:
– Постановка «Король Лир» длянашего театра – это продолжение стратегического вектора, которыйнаправлен на расширение и обновлениерепертуара. Зрителям спектакль может задать несколько глубоких вопросов, ведь проблематика Уильяма Шекспиравсегда на границе человеческого и вечного. Для актеров это великолепная школа итренинг для раскрытия темы роли, характера, внешней краски, эмоционального самочувствия и внутреннего действия, в котором сложность заключается в воплощении своего художественного образачерез синтез психологической и игровойманеры актерской игры. Для меня какдля режиссера было особенным вызовомработать с таким объемным по продолжительности действия материалом… Этому спектаклю необходимы регулярность показов и постоянный глубокийи подробный их анализ для обновления ижизни человеческого духа на сцене.
Андрей Большаков. Свежая газета. Культура | № 5 (271) | март 2024