«Миражи»: иммерсивный спектакль в шариках. "Свежая газета. Культура" июнь 2024 г.

Спектакль «Миражи» балансирует на грани реальности и здравого смысла, его подача не совсем привычна для Самары. Конечно, искушенного и насмотренного зрителя он если не удивляет прямо в лоб, то привлекает внимание своей незамысловатой искренностью и живостью творческого высказывания. Состоялось несколько показов в театральном пространстве «Дом», мы побывали на одном из них. 


Первое, что просят сделать в театре, это снять уличную обувь. Быть босиком полностью категорически не разрешается, заранее приготовленных домашних тапочек приносить с собой не нужно вовсе, вход в зрительный зал допустим в носках. После короткого блуждания по лабиринтам театрального дома зрители оказываются в малогабаритном сценическом пространстве, скромном и замкнутом помещении без окон и дверей. Выбеленные стены украшены световыми приборами и бытовыми элементами системы центрального отопления. Световой рисунок довольно нервный на протяжении всего спектакля, острый и в кислотном спектре рейв-дискотеки, он играет во всей постановке важную роль, словно делит всё действие на главы.

Из реквизита представлены два деревянных шезлонга и впечатляющее количество искусственных шариков вокруг, среднего размера обычного яблока или шара для игры в классический бильярд. Как вы считаете, сколько их использовали создатели спектакля? Можете окинуть взглядом (лично в зале или оценить на снимках) хотя бы в первом приближении? Тысяча, пять, семь, а может, все десять? Сто или пятьдесят - семьдесят или пятнадцать тысяч штук? Правильный ответ - в конце статьи.

Одно пространство на всех

Зрители находятся с актёрами на расстоянии вытянутой руки, которое в части эпизодов и вовсе сжимается, словно шагреневая кожа. Театралов предупреждают заранее, что если шарик попадёт лично в вас - нужно отнестись к такому факту «вероломного» крушения «четвертой стены» с юмором и пониманием. Продолжительность спектакля около 75 минут. До начала основного действия и после предусмотрено живое общение со зрителями, а оно всегда свежо и непредсказуемо. 

Это пронзительная история о подростках, пытающихся жить и найти себя в непростых условиях «закрытого» города. Ну, вот знаете такие населенные пункты типа Арзамаса-16 или загадочной Пензы-19. Которые никто и никогда в здравом уме и светлой памяти не нанесет на карты гражданского назначения. Есть условный город, существуют реальные люди, что в нём живут, мечтают, строят семьи и работают, а официально их нигде нет. Они - мираж.

Главные герои экзальтированно и подробно обсуждают собственные планы побега из закрытого города. Значимую часть их рассуждений занимает тема про невозможность конструктивно говорить со взрослыми и вечно занятыми людьми из ближайшего окружения. Их естественная жажда свободы приводит к созданию своего личного не всегда уютного мира, состоящего из множества миражей. Мы становимся свидетелями изложения поучительной притчи о том, как жестокая реальность и самый смелый вымысел могут самым причудливым образом переплетаться, но не смешиваться.

Детали

Спектакль поставлен по пьесе Анны Сливко под названием «Тим», благодаря которой можно, не рискуя скатиться в пафос, поговорить и порассуждать на реально серьёзные темы. Ведь действие происходит в городе, которого как бы нет.

В нём есть отсылки к сложной и качественной литературе, что вызывает щедрый ассоциативный ряд и наталкивает думающего зрителя на размышления. Например, такой ёмкий тезис: «Одиночество существует только в одиночестве. Разделённое одиночество умирает». Напомню, что так говорит доктор Брейер, герой романа «Когда Ницше плакал». В вымышленной истории Ирвина Ялома доктор «лечит» от отчаяния Ницше, по ходу повествования периодически меняясь с ним местами.

Благодаря бурному и эмоциональному обсуждению после просмотра постановки мы узнали, что около 20 процентов подростков (представляете, каждый пятый!) нуждаются в срочной помощи психолога. Нагрузки на неокрепшую психику теперь настолько велики в эпоху информационного цунами и быстрого темпа городской жизни, что юноши и девушки «сами уже не вывозят». Спектакль аккуратно исследует эту острую социальную проблему, не вынося однозначного вердикта, не ставя строгой оценки. Одиночество - довольно мучительное чувство для многих взрослых, а подростковое одиночество может проживаться разумом человека как личная трагедия, выход из которой не всегда ясен и понятен.

Первые 10-15 минут спектакля обитаешь и существуешь в предлагаемых обстоятельствах, словно вообще ничего не понимаешь. Сюжет без вводной части сразу же начинает бурно развиваться как неконтролируемая химическая реакция. Перед нами стоит девушка, активно жестикулируя, громко и быстро что-то важное говорит. Вечер тут же перестаёт быть томным, когда из ровной глади (перед взорами изумленной публики) выныривает, словно Ихтиандр, молодой человек. Теперь эти двое (девушка и он) словно связаны невидимыми прочными нитями.

В сухом остатке

Спектакль ценен тем, что рассчитан, прежде всего, на молодёжную аудиторию, где без морализаторства и нотаций взрослых изящно показывает и внушает мысль, что каждый - и маленький, и большой заслуживает быть услышанным и увиденным безо всяких «почему», безо всяких предварительных условий. Просто потому, что есть человек, константа, Тим или Маша, Вася или Вера, Катя или Семён. И есть право, данное ему от рождения: быть и существовать. Общаться и получать от этого удовольствие и радость от жизни. Любить и дружить, обниматься, плакать, даже спорить, вместе пить чай или путешествовать - что угодно и когда угодно! 

Важно на пути к выздоровлению задать себе или ему/ей правильные вопросы: «Что со мной не так? Почему это произошло опять? Чего мне не хватает в моменте?» Как раз этому учит спектакль, словно мы не на лекции, а проходим реальное практическое задание в режиме «здесь и сейчас»… Иммерсивный театр - это не просто забавное развлечение, для внимательного зрителя это возможность самопознания. 

А шариков в зале с миражами, кстати, 21 000 (двадцать одна тысяча), и их делали для самарского театра по специальному заказу.


Автор: Андрей Большаков

"Свежая газета. Культура" №10 (276) - июнь 2024 г.


* Миражи - это удивительные оптические явления, которые наиболее известны тем, что заставляют путешественников в пустыне видеть водоёмы и деревья там, где их на самом деле нет.

** Режиссёр спектакля «Миражи» Митя Калинкин, художник Маша Неязова (оба автора из г. Санкт-Петербурга). В ролях: Алекс - Надежда Атылина и Кир - Владислав Петров.



"Король Лир". "Свежая газета. Культура" 21 марта 2024 г.

 9 и 10 марта в самарском театре «Город» состоялась премьера спектакля«Король Лир». Который смог соединить в себе несколько интересных актёрских работ и предельную, даже подчеркнутую скромность декораций.


Режиссёр любительского театра, стоя на сцене, задаёт своим актёрам интересный вопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Ему труппа с энтузиазмоми хором отвечает: «И замахнёмся!» Помните, где, кем и когда был сыгран этот чёрно-белый эпизод в кино? Вот и мы его вспомнили, когда увидели в афише самарского театра «Город» премьеру «Короля Лира».

Первые впечатления

Спектакль получился довольно продолжительным, около 3,5 часа с одним антрактом. На протяжении нескольких недель перед премьерой было сопровождение любопытной маркетинговой кампанией в социальных сетях, где образ каждого из актёров был решен в чёрно-белом цвете, а их лица украшали загадочные элементы линий из геометрических фигур. Интересный факт, что театру уже 39 лет, но «замахнуться на Шекспира» его труппа решилась впервые. Сразу же после премьерного показа в Сети появились различные отзывы, которые одновременно отмечали и достоинства, и недостатки творческого высказывания. 

 Совершенно естественно, что состав актёрской труппы «Города» во время репетиционного цикла столкнулся с серьезными профессиональными вызовами. В спектакле задействована большая часть труппы, некоторые артисты предстали в новой постановке в совершенно непривычных для публики амплуа. Борис Трейбич воплотил на сцене образ Короля Лира. Его персонаж стал камертоном, опорой и точкой отсчета для зрителей. Его Лир получился экзальтированным, со множественными перепадами в текущем настроении. То мы видим бурного и динамичного, вздорного и истеричного монарха. То другую его крайность – трогательного и добросердечного, даже местами тихого «маленького» человека. Он словно устал жить в вечной борьбе, периодически соглашаясь с ближайшим окружением. Потом у персонажа происходит очередная неожиданная вспышка осознания себя, и из него изливается, словно лава из вулкана, обильная гневная риторика. Его невозможно забыть, его сложно не простить, к концу постановки приходит понимание, что каждый из нас может жестоко ошибаться. Ему начинаешь сопереживать и верить. 

Обращает на себя внимание блестящий дуэт старшей и средней дочерей монарха (Гонерилья – Татьяна Стенина и Регана – АннаКорабель). Первая предельно жестка и умна, жалит как оса и остра, словно клинок меча. Лучше никому не стоять на её пути к обладанию абсолютной властью. Про второй персонаж народная мудрость справедливо уже вынесла вердикт, что «мягко стелет, да жестко спать». Союз сестер получился крепким и убедительным, мощным и интересным. 

Настоящей находкой и удачей спектакля стала роль графа Глостера, жизнь которого была оригинально и ярко воплощена Артемом Рыбиным. Напомним, что этот персонаж появляется во многих важных сценах легендарной трагедии. Он смог стать тем нужным катализатором, что вносил необходимую динамику в сюжет, который в некоторых эпизодах периодически попадал в «воздушные ямы», словно мы находились не в уютном зрительном зале, а в самолете, что резко входил в зону турбулентности. Реплики Глостера/Рыбина дарили зрителю само дыхание жизни, её бешеную энергию, достоверность происходящего и очаровательную непредсказуемость.

Отсылки

Одной из заметных интересных режиссерских идей постановщика Алексея Романова стало не только выдвижение Ульяны Косаревой на роль Корделии, но и то, что этой же самой юной актрисе труппы досталась ключевая роль Шута. Одна из самых сложных и эмоционально неоднозначных. В этом решении можно найти изящный исторический реверанс, что способны оценить любители театра. Напомним, что в легендарном театре «Глобус» эти роли играл один актер, и именно персонаж Шута становится активным проводником мыслей и страхов Лира, их постоянным ретранслятором, а непросто сторонним наблюдателем. Начинает постепенно витать в зрительном зале мысль, что король потихоньку сходит с ума, в тот момент, когда он принимает решение изгнать любимую младшую дочь. 

Среди предельно лаконичных декораций обращает на себя внимание оригинальная бегущая строка, что поясняет зрителю место действия, добавляя спектаклю кинематографичности. К достоинствам работы можно отнести, что спектаклю удалось пересказать суть трагедии понятным и логичным языком для современного зрителя. Отдельное эстетическое удовольствие – слушать со сцены правильную и выверенную речь, вникать в богатую палитру чувств, эмоций и интонаций благодаря разнообразной актёрской игре. 

При всем этом, сам по себе спектакль производит впечатление ещё не доведенного до готовности продукта, которому нужно время для дальнейшего совершенствования. Тем не менее спектаклю удалось удержать внимание публики на протяжении всего действия, получить в финале заслуженные аплодисменты и создать в среде постоянных посетителей театра питательную почву для дискуссий.


Алексей РОМАНОВ, главный режиссер театра «Город»: 

– Постановка «Король Лир» для нашего театра – это продолжение стратегического вектора, который направлен на расширение и обновление репертуара. Зрителям спектакль может задать несколько глубоких вопросов, ведь проблематика Уильяма Шекспира всегда на границе человеческого и вечного. Для актёров это великолепная школа и тренинг для раскрытия темы роли, характера, внешней краски, эмоционального самочувствия и внутреннего действия, в котором сложность заключается в воплощении своего художественного образа через синтез психологической и игровой манеры актёрской игры. Для меня как для режиссера было особенным вызовом работать с таким объемным по продолжительности действия материалом… Этому спектаклю необходимы регулярность показов и постоянный глубокийи подробный их анализ для обновления и жизни человеческого духа на сцене.


Андрей Большаков. Свежая газета. Культура | № 5 (271) | март 2024


Дмитрий Крестьянкин: «Готов простить любую форму, если есть содержание». "Самарская газета" 7 марта 2024 г.

 Режиссер из Санкт-Петербурга встретился со зрителями


В конце марта в Самарском академическом театре драмы имени Горького состоится премьера спектакля «На дне. doc» (18+). Режиссер Дмитрий Крестьянкин говорит, что его постановка - попытка понять культурный код нашего города.

В январе 2024 года он общался с жителями Самары в разных барах, в том числе и легендарном «На дне», в честь которого спектакль и получил свое название. Из этих разговоров сложилась пьеса. 

Крестьянкин - режиссер нового поколения из Санкт-Петербурга. Работает в инклюзивных проектах с людьми с особенностями развития. Преподает воспитанникам детских домов и приютов по программе «Театральный дом». Большинство его проектов можно называть социальными, а актеры-профессионалы появляются в них на равных с любителями или детьми. 

Он известен самарскому зрителю по спектаклю «Наш класс» (16+), который вошел в репертуар театра «Город» (проспект Ленина, 14А) в 2017 году. Драма по мотивам пьесы Тадеуша Слободзянека - рассказ о трагических взаимоотношениях бывших одноклассников - поляков и евреев, в котором жизни простых людей переплетаются с историей XX века. Именно на площадке «Города» прошла творческая встреча с Крестьянкиным. 

Понятно ли то, что я хочу сказать? 

- Мне нравится искусство прямого действия. Не то, которое влияет эстетически, а меняющее зрителя здесь и сейчас. Социальное искусство именно такое. Оно отвечает моему запросу сделать мир лучше. Когда я работаю с воспитанниками детских домов, понимаю, зачем это нужно именно в данный момент. Мне нравятся спектакли, где есть общение с залом. 

Инклюзивное искусство хорошо тем, что разница между людьми в таком случае очень видна. Главный вопрос, который мы задаем: могу ли я что-то рассказать тебе? Сейчас говорю, многие кивают. Но понятно ли то, что я хочу сказать? Или каждый слышит что-то свое? И это в целом про театр. Режиссер поставил, зрители пришли и решили: «Какая-то ересь». Он ночи не спал, душу вложил, а никто ничего не понял.Например, мы пришли в зоопарк, и я говорю своему другу: «Смотри какой слон!» Зачем? Слона и так видно. Просто я хочу, чтобы он увидел его моими глазами, испытал мои чувства.Это очень понятно на примере зрячего и незрячего. Есть картины Рембрандта, Ван Гога и Врубеля. На всех трех полотнах нарисован человек. Как объясните незрячему, что там изображено? Вы видите отличия: другие техника, цвета. А как это выразить? И сразу думаешь: как поделиться теми ощущениями, которые испытываю я? Это то, над чем бьется каждый режиссер.Важно задавать себе подобные вопросы: «А понимаю ли я вообще своего ближнего? Человека, с которым живу». И об этом проще говорить на примере людей, которые сильно отличаются друг от друга. Как объяснить незрячему человеку, что такое горизонт? Кто-то предложил классный вариант. Сказал: «Горизонт - когда ты вытягиваешь руки вперед и пытаешься дойти до кончиков своих пальцев». Когда начинаешь думать в этом направлении, потом проще договориться с ближним. 

Зафиксировать сегодняшнюю болевую точку 

Если работаю с новыми для меня людьми, то стараюсь, чтобы на постановку было отведено не менее полугода. У каждого из нас есть зажимы, и у артистов профессиональных театров их порой больше, чем у участников инклюзивных проектов. Но при этом процесс нельзя растягивать на годы, поскольку для меня важно зафиксировать какую-то сегодняшнюю болевую точку.Выбирая пьесу, я ставлю перед собой задачу поговорить про проблемы, которые нас волнуют. И чтобы мы вышли после спектакля с ощущением света. Для меня это важно. Когда я читал пьесу «Наш класс» (мой дипломный спектакль в театре «Город», самый долгоживущий из всех), плакал. Для меня важно было поговорить о том, почему человек перестает быть человеком. 

Важно делать спектакли в любви 

Мы, люди, очень любим формулы. И все время ищем - где бы взять линейку, померить театр, чтобы понять, какой из них хороший, а какой плохой. А все очень просто - попало в тебя или нет. И это зависит от многих факторов. Я могу прийти на гениальный спектакль, но сегодня у меня был плохой день. И попадание не случится. 

Ставить произведения классической литературы соответственно эпохе или на современный лад - это только обертка. Если есть начинка, то неважно, исторические у тебя костюмы или в Шекспире танцуют брейкданс. Важно, зацепил ли ты сущностные вещи. Недостаточно включить современную музыку, чтобы сделать спектакль современным. И мало одеться в канонический костюм, чтобы дотянуться до классики. Это школьная иллюзия. Готов простить любую форму, если есть содержание. 

Для меня важно делать спектакли в любви. Никогда не буду мучить актера, если чувствую, что ему это не близко. Не буду орать. Когда ты играешь в прятки с друзьями во дворе, там нельзя победить, кайф в самой игре. И для меня постановка спектакля - то же самое. Я лучше сделаю плохой спектакль, в котором не будет ни мизансцен, ничего, но это будет приятный путь. И мы будем говорить про что-то по-настоящему важное для нас. Однако всегда получается так: если люди делают что-то в любви, других это потом тоже трогает.


Автор: Маргарита Петрова 

Самарская газета• №42 (7643) • ЧЕТВЕРГ 7 МАРТА 2024


О премьере "Короля Лира" в театре "Город". "Утро губернии" 4 марта 2024 г.

На репетициях "Короля Лира" побывала съёмочная команда "Утро Губернии" и рассказала то, что они увидели ☺ 

Напомним, что до премьеры осталось не так много времени! Первые премьерные показы пройдут 9 марта в 18:00 и 10 марта в 16:00 ✅ 

 Благодарим Татьяну Пецину, программу "Утро губернии" и СОВА | sovainfo.ru за выход репортажа! ❤ 

 Приятного просмотра и до встрече на премьере! 🤗

Борис Трейбич: "Если тебе надоело играть, значит, ты реализовался"

10 октября актер Борис Трейбич отметил 60-летие. Значительная часть его жизни связана с театром «Город», в котором он не только ведущий артист, но и художественный руководитель. О том, почему в репертуаре так много спектаклей на сложные темы и что в ближайших планах труппы, юбиляр рассказал «СГ»


Художественный руководитель театра «Город» о поиске материала для постановок

Мудрость Ионеско 

- В сентябре 1991 года я пришел на курсы Виктора Алексеевича Тимофеева при театре «Город». Нашему педагогу нравилась сложная современная драматургия. В институте культуры он именно этим отличался от других преподавателей - всегда старался брать новые пьесы. Например, поставил «Жертвы долга» Эжена Ионеско. В этом спектакле у меня была первая большая интересная роль. Произведение написано в 1953 году, но в 90-е его почти не знали в России, для нас оно было новым. С этим спектаклем театр участвовал в фестивале «Из века ХХ в век XXI», где Виктор Алексеевич получил приз за лучшую режиссуру. Пьесы Ионеско присутствуют в репертуаре «Города» на протяжении всей его истории. Сейчас, например, мы играем спектакль «Бред вдвоем», который поставил Костя Грачков

В сентябре театру исполнилось 38 лет, и мы решили отметить это событие читкой пьесы «Жертвы долга» в память о Викторе Алексеевиче. Ёе текст не известен широкой публике, хотя ей уже 70 лет. Более того, само направление абсурда сложно для восприятия, на обсуждении было много вопросов по содержанию. Чем дальше живешь, тем больше понимаешь, насколько Ионеско был мудр и прозорлив. Всё, что он описывает, вновь происходит с нами. 

Проект «Читаем пьесу» задумывался как некий ликбез. И для зрителей, и для актёров, которые узнают что-то новое - как сейчас пишут, что пишут. Иногда читки перерастают в постановки. Хотя такой задачи у нас нет. В 2015 году мы впервые сделали совместный проект с Самарской областной библиотекой «Дорогами войны». К 70-летию Победы провели семь тематических читок. В том числе взяли пьесы Олега Богаева «Марьино поле» и Эриха Марии Ремарка «Последняя остановка» - по ним в итоге поставили спектакли, которые вошли в наш репертуар. Интересно, что там же мы читали «И пепел наш развеют по Земле...» Ильи Члаки, и только теперь, спустя восемь лет, представили зрителям премьеру. 


Сложные темы 

 Спектакль «Подвальные ленты» тоже вышел из читки пьесы Кати Тимофеевой. Там речь идёт о подростках, расстрелявших учеников своей школы, а точнее, о том, что происходит потом с родителями этих детей - и тех, которые убивают, и тех, которые погибают. Как с этим жить? В спектакле задействованы как профессиональные актёры - например, Татьяна Быкова, так и любители. Для участия в читках мы иногда приглашаем всех желающих. Так произошло и в этот раз. Потом, когда речь зашла о постановке, нам показалось неправильным менять исполнителей. В итоге все достойно справились со своими задачами. Кстати, это единственный наш спектакль, где актёры не выходят на поклон. Мы решили, что это неэтично после того, о чём мы говорили со сцены.

Зрителям нравится, что у нас в репертуаре много спектаклей на сложные темы. Людей привлекает необходимость думать, переживать - именно за этим они идут в театр.Или, например, «Магда» по пьесе Майкла Ардитти, с очень необычным сюжетом. В какой еще пьесе описываются последние дни в бункере, а действующими лицами являются Борман, Геббельс, его жена, их дети? Сам по себе материал очень интересный, сложный, хорошо написанный. Показывающий, что происходило с лидерами нацистов в последние дни войны. Естественно, нас это зацепило. Когда у нас появился режиссер Алексей Романов, я предложил ему поставить эту пьесу. 

 Комедий у нас немного, но это потому, что трудно найти хороший литературный материал. Не хочется снижать планку отношения к своей профессии, к тому, что показываешь людям. 

У нас есть комедия по классике - «Знаток женского сердца» по рассказам Михаила Зощенко и Аркадия Аверченко. Мне очень нравится её играть, и зрителям она по душе. Это единственный спектакль для взрослых в нашем репертуаре, который остался от Виктора Тимофеева. Можно сказать, мы его ещё и поэтому бережём. 

Мне как актёру посчастливилось работать в разных ампула и жанрах. Сегодня я играю в комедии, завтра - в драме, послезавтра - в трагедии. Но полностью реализоваться, наверное, вообще невозможно. Актёрство - это как жизнь. В 2013 году Елена Болотина ставила у нас спектакль по роману «Война и мир» «Путь к счастью» - мы, кстати, в этом сезоне хотим его восстановить. Она взяла линию двух основных героев - Пьера Безухова и Андрея Болконского, каждый из которых пытался найти свой путь к счастью. В конце Безухов произносит слова о том, что надо просто жить, и все. Живешь и живи. В общем-то, это и есть счастье. В актёрской профессии так же. Работаешь и работай. А говорить о том, реализовался ты или нет, бессмысленно. Если тебе надоело играть, значит, реализовался. 


Шекспир и Бажов 

С главным режиссером театра «Город» Алексеем Романовым мы начали ставить «Короля Лира». Надеюсь, у нас получится выпустить спектакль весной.В ближайшее время режиссер Игорь Катасонов, ранее поставивший у нас «Снежную королеву», начнет репетировать спектакль по сказке Павла Бажова «Каменный цветок» для детей от 7 лет до 12. Премьера состоится в следующем году.Продолжим наше сотрудничество с режиссером и педагогом Ольгой Рябовой. В планах - совместная постановка современной пьесы. Кроме того, на её площадке - в театральном пространстве «Дом» - 6 октября мы организовали читку пьесы Ионеско «Король умирает», которая завершилась очень интересным обсуждением. Будем проводить там читки и дальше.


Автор: Маргарита Петрова. Самарская газета• №229 (7540) • ЧЕТВЕРГ 19 ОКТЯБРЯ 2023 


Загрузить еще