Спектакль «Миражи» балансирует на грани реальности и здравого смысла, его подача не совсем привычна для Самары. Конечно, искушенного и насмотренного зрителя он если не удивляет прямо в лоб, то привлекает внимание своей незамысловатой искренностью и живостью творческого высказывания. Состоялось несколько показов в театральном пространстве «Дом», мы побывали на одном из них.
Первое, что просят сделать в театре, это снять уличную обувь. Быть босиком полностью категорически не разрешается, заранее приготовленных домашних тапочек приносить с собой не нужно вовсе, вход в зрительный зал допустим в носках. После короткого блуждания по лабиринтам театрального дома зрители оказываются в малогабаритном сценическом пространстве, скромном и замкнутом помещении без окон и дверей. Выбеленные стены украшены световыми приборами и бытовыми элементами системы центрального отопления. Световой рисунок довольно нервный на протяжении всего спектакля, острый и в кислотном спектре рейв-дискотеки, он играет во всей постановке важную роль, словно делит всё действие на главы.
Из реквизита представлены два деревянных шезлонга и впечатляющее количество искусственных шариков вокруг, среднего размера обычного яблока или шара для игры в классический бильярд. Как вы считаете, сколько их использовали создатели спектакля? Можете окинуть взглядом (лично в зале или оценить на снимках) хотя бы в первом приближении? Тысяча, пять, семь, а может, все десять? Сто или пятьдесят - семьдесят или пятнадцать тысяч штук? Правильный ответ - в конце статьи.
Одно пространство на всех
Зрители находятся с актёрами на расстоянии вытянутой руки, которое в части эпизодов и вовсе сжимается, словно шагреневая кожа. Театралов предупреждают заранее, что если шарик попадёт лично в вас - нужно отнестись к такому факту «вероломного» крушения «четвертой стены» с юмором и пониманием. Продолжительность спектакля около 75 минут. До начала основного действия и после предусмотрено живое общение со зрителями, а оно всегда свежо и непредсказуемо.
Это пронзительная история о подростках, пытающихся жить и найти себя в непростых условиях «закрытого» города. Ну, вот знаете такие населенные пункты типа Арзамаса-16 или загадочной Пензы-19. Которые никто и никогда в здравом уме и светлой памяти не нанесет на карты гражданского назначения. Есть условный город, существуют реальные люди, что в нём живут, мечтают, строят семьи и работают, а официально их нигде нет. Они - мираж.
Главные герои экзальтированно и подробно обсуждают собственные планы побега из закрытого города. Значимую часть их рассуждений занимает тема про невозможность конструктивно говорить со взрослыми и вечно занятыми людьми из ближайшего окружения. Их естественная жажда свободы приводит к созданию своего личного не всегда уютного мира, состоящего из множества миражей. Мы становимся свидетелями изложения поучительной притчи о том, как жестокая реальность и самый смелый вымысел могут самым причудливым образом переплетаться, но не смешиваться.
Детали
Спектакль поставлен по пьесе Анны Сливко под названием «Тим», благодаря которой можно, не рискуя скатиться в пафос, поговорить и порассуждать на реально серьёзные темы. Ведь действие происходит в городе, которого как бы нет.
В нём есть отсылки к сложной и качественной литературе, что вызывает щедрый ассоциативный ряд и наталкивает думающего зрителя на размышления. Например, такой ёмкий тезис: «Одиночество существует только в одиночестве. Разделённое одиночество умирает». Напомню, что так говорит доктор Брейер, герой романа «Когда Ницше плакал». В вымышленной истории Ирвина Ялома доктор «лечит» от отчаяния Ницше, по ходу повествования периодически меняясь с ним местами.
Благодаря бурному и эмоциональному обсуждению после просмотра постановки мы узнали, что около 20 процентов подростков (представляете, каждый пятый!) нуждаются в срочной помощи психолога. Нагрузки на неокрепшую психику теперь настолько велики в эпоху информационного цунами и быстрого темпа городской жизни, что юноши и девушки «сами уже не вывозят». Спектакль аккуратно исследует эту острую социальную проблему, не вынося однозначного вердикта, не ставя строгой оценки. Одиночество - довольно мучительное чувство для многих взрослых, а подростковое одиночество может проживаться разумом человека как личная трагедия, выход из которой не всегда ясен и понятен.
Первые 10-15 минут спектакля обитаешь и существуешь в предлагаемых обстоятельствах, словно вообще ничего не понимаешь. Сюжет без вводной части сразу же начинает бурно развиваться как неконтролируемая химическая реакция. Перед нами стоит девушка, активно жестикулируя, громко и быстро что-то важное говорит. Вечер тут же перестаёт быть томным, когда из ровной глади (перед взорами изумленной публики) выныривает, словно Ихтиандр, молодой человек. Теперь эти двое (девушка и он) словно связаны невидимыми прочными нитями.
В сухом остатке
Спектакль ценен тем, что рассчитан, прежде всего, на молодёжную аудиторию, где без морализаторства и нотаций взрослых изящно показывает и внушает мысль, что каждый - и маленький, и большой заслуживает быть услышанным и увиденным безо всяких «почему», безо всяких предварительных условий. Просто потому, что есть человек, константа, Тим или Маша, Вася или Вера, Катя или Семён. И есть право, данное ему от рождения: быть и существовать. Общаться и получать от этого удовольствие и радость от жизни. Любить и дружить, обниматься, плакать, даже спорить, вместе пить чай или путешествовать - что угодно и когда угодно!
Важно на пути к выздоровлению задать себе или ему/ей правильные вопросы: «Что со мной не так? Почему это произошло опять? Чего мне не хватает в моменте?» Как раз этому учит спектакль, словно мы не на лекции, а проходим реальное практическое задание в режиме «здесь и сейчас»… Иммерсивный театр - это не просто забавное развлечение, для внимательного зрителя это возможность самопознания.
А шариков в зале с миражами, кстати, 21 000 (двадцать одна тысяча), и их делали для самарского театра по специальному заказу.
Автор: Андрей Большаков.
"Свежая газета. Культура" №10 (276) - июнь 2024 г.
* Миражи - это удивительные оптические явления, которые наиболее известны тем, что заставляют путешественников в пустыне видеть водоёмы и деревья там, где их на самом деле нет.
** Режиссёр спектакля «Миражи» Митя Калинкин, художник Маша Неязова (оба автора из г. Санкт-Петербурга). В ролях: Алекс - Надежда Атылина и Кир - Владислав Петров.