26 июня в театре «Город» я поставила свой 4-й эскиз. И он отличался от предыдущих эскизов тем, что ставился для участия в проекте«Обычные истории» благотворительного фонда «Хорошие истории». На первомэтапе фонд собрал реальныеистории людей почтенноговозраста в особый архив, а уже из него независимыетеатры и театральные коллективы, прошедшие предварительный отбор, выбралирассказы, которые превратили в эскизы спектаклей. В середине июля будут известнырезультаты конкурсногоотбора, и три коллективаполучат денежное вознаграждение для постановки полноценного спектакля.
«У Руми есть слова: «Где-то между добром и злом есть сад. Я жду тебя там». Впервые прочитав их, я решила, что речь о неземном, которое откроется после жизни. Ошибалась. Внутри каждого из нас, между добром и злом, – дом скрасивым садом, где живем мы иживут те, кто нам близок. Там мыбессмертны».
Неиронично пришли на ум романтично-сентиментальные строки из книги азербайджанскогосовременного писателя ЭльчинаСафарли. Это к слову о том, про чтонаш эскиз и зачем всё это задумывалось в принципе. Я думаю, чтомиссия людей искусства – дарить объемную жизнь мысли чувства вразных ее воплощениях, гореватьв диалоге и приумножать радость. Фонд помог новым авторам статьуслышанными, вновь убедитьсяв своей значимости и бесценном богатстве своего опыта, а такжепроложить дорогу между ними, актерами и режиссерами. Инсценировку рассказов я написала еще вянваре, а заявку на участие подалав марте. И вот в апреле – бинго! – яувидела нас в списках прошедшихво второй этап конкурса. Первыечитки и репетиции начались только в середине июня, поскольку втеатре готовилась премьера «Антигоны» (реж. А. Романов), параллельно шли спектакли, и у нас, уактеров, были дополнительные подработки. В «Городе» также естьприглашенные актеры, поэтомуприходилось подстраиваться подрасписание каждого и в выисканные часы стихийно собираться репетировать.
В нашем эскизе «Просто плыть» прозвучали сразу три рассказа: «Судьба на выбор», «Раиса» и «Когда ты был Богом» (автор: НатальяКолмогорова, с. Клявлино). Когдая выбирала истории, я заранеепредставляла картинку, как их соединю, чтобы это не был просто пересказ и чтобы между сюжетамиможно было проложить мостик. На идею полного взаимодополняющего синтеза меня натолкнулрассказ «Судьба на выбор». Название говорит само за себя: выбратьможно, но только один раз. Когда уменя умирали близкие или когда жизнь подкидывала «пирожки сжелезом», я напоминала себе когда-то вычитанное: «Мы сами, ещетам, выбираем свой путь и своиуроки». С этой опорой немноголегче идти по жизни. И настолькоявно во мне отозвалась философия Натальи Колмогоровой, чтотема прорисовалась сама собой: эскиз будет про путь человека. Ипуть этот будет безоценочным – не хорошим и не плохим, простонастоящим и у каждого – своим.
В эскизе одна актриса (НадеждаАтылина) примеряла на себя разные жизни, а другие герои (Борис Трейбич, Татьяна Машьянова-Стенина, Юлия Лазнова) были ее спутниками. Мне очень не хотелосьуходить в морализаторство и делать героиню страдалицей, хотелось оживить и воплотить на сценесозидательную историю о выборах, случайностях и обязательноо любви. Эксперты Наталья Носова (заслуженная артистка Самарской области, ведущая артистка иисполнительный директор театра «Самарская площадь»), ТатьянаАкимова (исполнительный директор БФ «Хорошие истории»), ОльгаШебуева (советская и российскаяактриса, театральный педагог, заслуженная артистка РФ), ИринаЛукьянова (член Союза журналистов, главный редактор «Свежейгазеты», художник, поэт) и ЛарисаМатросова (журналист и пиар-менеджер) сказали, что это получилось. И я безумно рада, конечно. В25 минут эскиза довольно сложновложить читающееся между строкзерно, из которого будет понятно, что в перспективе на этойпочве сможет вырасти хорошийспектакль.
На показе эскиза «Простоплыть» Натальи Колмогоровойне было, но я уже планировалапоездку в Клявлино, чтобы с нейпознакомиться и по возможности побольше узнать о её жизни ижизни героев её рассказов. Они же – настоящие! Следовательно, у нихесть особые, лично им присущиеэлементы быта и досуга, которымитоже можно наполнить спектакль. Это такой поиск и нащупывание сценической жизни, когда всевещи и действия не случайны, аобусловлены складом характераотдельно взятого человека. И вотволею судеб Наталья Колмогоровасама приезжает на последующиеэскизы других коллективов, и мызнакомимся! В первую очередь, этоочень теплый и открытый человек, во вторую – несомненно, талантливый писатель. Мне многое удалось узнать о прототипе героинирассказа «Раиса». До таких совершенно особенных подробностейуклада жизни редко можно дойтисвоей фантазией! Это, как у нас называется, «вкусное наблюдение».
Очень радостно осознавать, что скаждым проектом, с каждым фестивалем обрастаешь единомышленниками и родными по духулюдьми. Нас так много, таких разных и таких похожих, и мы другу друга есть – это самая большаяценность. Желаю проекту и развитию документального жанра в Самаре долгой жизни.
Отдельную благодарность хочувыразить директору фонда и основателю проекта «Обычные истории» Татьяне Акимовой и её помощникам за их силу духа, веру вовсех нас и безбрежную любовь ксвоему делу!
Автор: Анна Корабель
Источник: «Свежая газета. Культура» — №12 (278) Июль 2024