"Король Лир". "Свежая газета. Культура" 21 марта 2024 г.

 9 и 10 марта в самарском театре «Город» состоялась премьера спектакля«Король Лир». Который смог соединить в себе несколько интересныхактерских работ и предельную, дажеподчеркнутую скромность декораций.


Режиссер любительского театра, стоя насцене, задает своим актерам интересныйвопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Ему труппа с энтузиазмоми хором отвечает: «И замахнемся!» Помните, где, кем и когда был сыгран этот черно-белый эпизод в кино? Вот и мы его вспомнили, когда увидели в афише самарского театра«Город» премьеру «Короля Лира».

Первые впечатления

Спектакль получился довольно продолжительным, около 3,5 часа с одним антрактом. На протяжении нескольких недель передпремьерой было сопровождение любопытной маркетинговой кампанией в социальных сетях, где образ каждого из актеров былрешен в черно-белом цвете, а их лица украшали загадочные элементы линий из геометрических фигур. Интересный факт, чтотеатру уже 39 лет, но «замахнуться на Шекспира» его труппа решилась впервые. Сразуже после премьерного показа в Сети появились различные отзывы, которые одновременно отмечали и достоинства, и недостаткитворческого высказывания. 

 Совершенно естественно, что состав актерской труппы «Города» во время репетиционного цикла столкнулся с серьезнымипрофессиональными вызовами. В спектакле задействована большая часть труппы, некоторые артисты предстали в новой постановке в совершенно непривычных дляпублики амплуа. Борис Трейбич воплотилна сцене образ Короля Лира. Его персонажстал камертоном, опорой и точкой отсчетадля зрителей. Его Лир получился экзальтированным, со множественными перепадамив текущем настроении. То мы видим бурного и динамичного, вздорного и истеричногомонарха. То другую его крайность – трогательного и добросердечного, даже местамитихого «маленького» человека. Он словноустал жить в вечной борьбе, периодическисоглашаясь с ближайшим окружением. Потом у персонажа происходит очередная неожиданная вспышка осознания себя, и изнего изливается, словно лава из вулкана, обильная гневная риторика. Его невозможнозабыть, его сложно не простить, к концу постановки приходит понимание, что каждыйиз нас может жестоко ошибаться. Ему начинаешь сопереживать и верить. 

Обращает на себя внимание блестящийдуэт старшей и средней дочерей монарха (Гонерилья – Татьяна Стенина и Регана – АннаКорабель). Первая предельно жестка и умна, жалит как оса и остра, словно клинок меча. Лучше никому не стоять на её пути к обладанию абсолютной властью. Про второй персонаж народная мудрость справедливо ужевынесла вердикт, что «мягко стелет, да жестко спать». Союз сестер получился крепким иубедительным, мощным и интересным. 

Настоящей находкой и удачей спектаклястала роль графа Глостера, жизнь которогобыла оригинально и ярко воплощена Артемом Рыбиным. Напомним, что этот персонаж появляется во многих важных сценахлегендарной трагедии. Он смог стать темнужным катализатором, что вносил необходимую динамику в сюжет, который в некоторых эпизодах периодически попадал в«воздушные ямы», словно мы находились нев уютном зрительном зале, а в самолете, чторезко входил в зону турбулентности. Реплики Глостера/Рыбина дарили зрителю самодыхание жизни, её бешеную энергию, достоверность происходящего и очаровательнуюнепредсказуемость.

Отсылки

Одной из заметных интересных режиссерских идей постановщика Алексея Романова стало не только выдвижение УльяныКосаревой на роль Корделии, но и то, чтоэтой же самой юной актрисе труппы досталась ключевая роль Шута. Одна из самыхсложных и эмоционально неоднозначных. Вэтом решении можно найти изящный исторический реверанс, что способны оценитьлюбители театра. Напомним, что в легендарном театре «Глобус» эти роли играл одинактер, и именно персонаж Шута становитсяактивным проводником мыслей и страховЛира, их постоянным ретранслятором, а непросто сторонним наблюдателем. Начинаетпостепенно витать в зрительном зале мысль, что король потихоньку сходит с ума, в тот момент, когда он принимает решение изгнатьлюбимую младшую дочь. 

Среди предельно лаконичных декорацийобращает на себя внимание оригинальнаябегущая строка, что поясняет зрителю местодействия, добавляя спектаклю кинематографичности. К достоинствам работы можноотнести, что спектаклю удалось пересказатьсуть трагедии понятным и логичным языкомдля современного зрителя. Отдельное эстетическое удовольствие – слушать со сцены правильную и выверенную речь, вникать в богатую палитру чувств, эмоций и интонацийблагодаря разнообразной актерской игре. 

При всем этом, сам по себе спектакльпроизводит впечатление еще не доведенного до готовности продукта, которому нужновремя для дальнейшего совершенствования. Тем не менее спектаклю удалось удержатьвнимание публики на протяжении всегодействия, получить в финале заслуженныеаплодисменты и создать в среде постоянныхпосетителей театра питательную почву длядискуссий.


Алексей РОМАНОВ, главныйрежиссер театра «Город»: 

– Постановка «Король Лир» длянашего театра – это продолжение стратегического вектора, которыйнаправлен на расширение и обновлениерепертуара. Зрителям спектакль может задать несколько глубоких вопросов, ведь проблематика Уильяма Шекспиравсегда на границе человеческого и вечного. Для актеров это великолепная школа итренинг для раскрытия темы роли, характера, внешней краски, эмоционального самочувствия и внутреннего действия, в котором сложность заключается в воплощении своего художественного образачерез синтез психологической и игровойманеры актерской игры. Для меня какдля режиссера было особенным вызовомработать с таким объемным по продолжительности действия материалом… Этому спектаклю необходимы регулярность показов и постоянный глубокийи подробный их анализ для обновления ижизни человеческого духа на сцене.


Андрей Большаков. Свежая газета. Культура | № 5 (271) | март 2024


Дмитрий Крестьянкин: «Готов простить любую форму, если есть содержание». "Самарская газета" 7 марта 2024 г.

 Режиссер из Санкт-Петербурга встретился со зрителями


В конце марта в Самарском академическом театре драмы имени Горького состоится премьера спектакля «На дне. doc» (18+). Режиссер Дмитрий Крестьянкин говорит, что его постановка - попытка понять культурный код нашего города.

В январе 2024 года он общался с жителями Самары в разных барах, в том числе и легендарном «На дне», в честь которого спектакль и получил свое название. Из этих разговоров сложилась пьеса. 

Крестьянкин - режиссер нового поколения из Санкт-Петербурга. Работает в инклюзивных проектах с людьми с особенностями развития. Преподает воспитанникам детских домов и приютов по программе «Театральный дом». Большинство его проектов можно называть социальными, а актеры-профессионалы появляются в них на равных с любителями или детьми. 

Он известен самарскому зрителю по спектаклю «Наш класс» (16+), который вошел в репертуар театра «Город» (проспект Ленина, 14А) в 2017 году. Драма по мотивам пьесы Тадеуша Слободзянека - рассказ о трагических взаимоотношениях бывших одноклассников - поляков и евреев, в котором жизни простых людей переплетаются с историей XX века. Именно на площадке «Города» прошла творческая встреча с Крестьянкиным. 

Понятно ли то, что я хочу сказать? 

- Мне нравится искусство прямого действия. Не то, которое влияет эстетически, а меняющее зрителя здесь и сейчас. Социальное искусство именно такое. Оно отвечает моему запросу сделать мир лучше. Когда я работаю с воспитанниками детских домов, понимаю, зачем это нужно именно в данный момент. Мне нравятся спектакли, где есть общение с залом. 

Инклюзивное искусство хорошо тем, что разница между людьми в таком случае очень видна. Главный вопрос, который мы задаем: могу ли я что-то рассказать тебе? Сейчас говорю, многие кивают. Но понятно ли то, что я хочу сказать? Или каждый слышит что-то свое? И это в целом про театр. Режиссер поставил, зрители пришли и решили: «Какая-то ересь». Он ночи не спал, душу вложил, а никто ничего не понял.Например, мы пришли в зоопарк, и я говорю своему другу: «Смотри какой слон!» Зачем? Слона и так видно. Просто я хочу, чтобы он увидел его моими глазами, испытал мои чувства.Это очень понятно на примере зрячего и незрячего. Есть картины Рембрандта, Ван Гога и Врубеля. На всех трех полотнах нарисован человек. Как объясните незрячему, что там изображено? Вы видите отличия: другие техника, цвета. А как это выразить? И сразу думаешь: как поделиться теми ощущениями, которые испытываю я? Это то, над чем бьется каждый режиссер.Важно задавать себе подобные вопросы: «А понимаю ли я вообще своего ближнего? Человека, с которым живу». И об этом проще говорить на примере людей, которые сильно отличаются друг от друга. Как объяснить незрячему человеку, что такое горизонт? Кто-то предложил классный вариант. Сказал: «Горизонт - когда ты вытягиваешь руки вперед и пытаешься дойти до кончиков своих пальцев». Когда начинаешь думать в этом направлении, потом проще договориться с ближним. 

Зафиксировать сегодняшнюю болевую точку 

Если работаю с новыми для меня людьми, то стараюсь, чтобы на постановку было отведено не менее полугода. У каждого из нас есть зажимы, и у артистов профессиональных театров их порой больше, чем у участников инклюзивных проектов. Но при этом процесс нельзя растягивать на годы, поскольку для меня важно зафиксировать какую-то сегодняшнюю болевую точку.Выбирая пьесу, я ставлю перед собой задачу поговорить про проблемы, которые нас волнуют. И чтобы мы вышли после спектакля с ощущением света. Для меня это важно. Когда я читал пьесу «Наш класс» (мой дипломный спектакль в театре «Город», самый долгоживущий из всех), плакал. Для меня важно было поговорить о том, почему человек перестает быть человеком. 

Важно делать спектакли в любви 

Мы, люди, очень любим формулы. И все время ищем - где бы взять линейку, померить театр, чтобы понять, какой из них хороший, а какой плохой. А все очень просто - попало в тебя или нет. И это зависит от многих факторов. Я могу прийти на гениальный спектакль, но сегодня у меня был плохой день. И попадание не случится. 

Ставить произведения классической литературы соответственно эпохе или на современный лад - это только обертка. Если есть начинка, то неважно, исторические у тебя костюмы или в Шекспире танцуют брейкданс. Важно, зацепил ли ты сущностные вещи. Недостаточно включить современную музыку, чтобы сделать спектакль современным. И мало одеться в канонический костюм, чтобы дотянуться до классики. Это школьная иллюзия. Готов простить любую форму, если есть содержание. 

Для меня важно делать спектакли в любви. Никогда не буду мучить актера, если чувствую, что ему это не близко. Не буду орать. Когда ты играешь в прятки с друзьями во дворе, там нельзя победить, кайф в самой игре. И для меня постановка спектакля - то же самое. Я лучше сделаю плохой спектакль, в котором не будет ни мизансцен, ничего, но это будет приятный путь. И мы будем говорить про что-то по-настоящему важное для нас. Однако всегда получается так: если люди делают что-то в любви, других это потом тоже трогает.


Автор: Маргарита Петрова 

Самарская газета• №42 (7643) • ЧЕТВЕРГ 7 МАРТА 2024


О премьере "Короля Лира" в театре "Город". "Утро губернии" 4 марта 2024 г.

На репетициях "Короля Лира" побывала съёмочная команда "Утро Губернии" и рассказала то, что они увидели ☺ 

Напомним, что до премьеры осталось не так много времени! Первые премьерные показы пройдут 9 марта в 18:00 и 10 марта в 16:00 ✅ 

 Благодарим Татьяну Пецину, программу "Утро губернии" и СОВА | sovainfo.ru за выход репортажа! ❤ 

 Приятного просмотра и до встрече на премьере! 🤗

Борис Трейбич: "Если тебе надоело играть, значит, ты реализовался"

10 октября актер Борис Трейбич отметил 60-летие. Значительная часть его жизни связана с театром «Город», в котором он не только ведущий артист, но и художественный руководитель. О том, почему в репертуаре так много спектаклей на сложные темы и что в ближайших планах труппы, юбиляр рассказал «СГ»


Художественный руководитель театра «Город» о поиске материала для постановок

Мудрость Ионеско 

- В сентябре 1991 года я пришел на курсы Виктора Алексеевича Тимофеева при театре «Город». Нашему педагогу нравилась сложная современная драматургия. В институте культуры он именно этим отличался от других преподавателей - всегда старался брать новые пьесы. Например, поставил «Жертвы долга» Эжена Ионеско. В этом спектакле у меня была первая большая интересная роль. Произведение написано в 1953 году, но в 90-е его почти не знали в России, для нас оно было новым. С этим спектаклем театр участвовал в фестивале «Из века ХХ в век XXI», где Виктор Алексеевич получил приз за лучшую режиссуру. Пьесы Ионеско присутствуют в репертуаре «Города» на протяжении всей его истории. Сейчас, например, мы играем спектакль «Бред вдвоем», который поставил Костя Грачков

В сентябре театру исполнилось 38 лет, и мы решили отметить это событие читкой пьесы «Жертвы долга» в память о Викторе Алексеевиче. Ёе текст не известен широкой публике, хотя ей уже 70 лет. Более того, само направление абсурда сложно для восприятия, на обсуждении было много вопросов по содержанию. Чем дальше живешь, тем больше понимаешь, насколько Ионеско был мудр и прозорлив. Всё, что он описывает, вновь происходит с нами. 

Проект «Читаем пьесу» задумывался как некий ликбез. И для зрителей, и для актёров, которые узнают что-то новое - как сейчас пишут, что пишут. Иногда читки перерастают в постановки. Хотя такой задачи у нас нет. В 2015 году мы впервые сделали совместный проект с Самарской областной библиотекой «Дорогами войны». К 70-летию Победы провели семь тематических читок. В том числе взяли пьесы Олега Богаева «Марьино поле» и Эриха Марии Ремарка «Последняя остановка» - по ним в итоге поставили спектакли, которые вошли в наш репертуар. Интересно, что там же мы читали «И пепел наш развеют по Земле...» Ильи Члаки, и только теперь, спустя восемь лет, представили зрителям премьеру. 


Сложные темы 

 Спектакль «Подвальные ленты» тоже вышел из читки пьесы Кати Тимофеевой. Там речь идёт о подростках, расстрелявших учеников своей школы, а точнее, о том, что происходит потом с родителями этих детей - и тех, которые убивают, и тех, которые погибают. Как с этим жить? В спектакле задействованы как профессиональные актёры - например, Татьяна Быкова, так и любители. Для участия в читках мы иногда приглашаем всех желающих. Так произошло и в этот раз. Потом, когда речь зашла о постановке, нам показалось неправильным менять исполнителей. В итоге все достойно справились со своими задачами. Кстати, это единственный наш спектакль, где актёры не выходят на поклон. Мы решили, что это неэтично после того, о чём мы говорили со сцены.

Зрителям нравится, что у нас в репертуаре много спектаклей на сложные темы. Людей привлекает необходимость думать, переживать - именно за этим они идут в театр.Или, например, «Магда» по пьесе Майкла Ардитти, с очень необычным сюжетом. В какой еще пьесе описываются последние дни в бункере, а действующими лицами являются Борман, Геббельс, его жена, их дети? Сам по себе материал очень интересный, сложный, хорошо написанный. Показывающий, что происходило с лидерами нацистов в последние дни войны. Естественно, нас это зацепило. Когда у нас появился режиссер Алексей Романов, я предложил ему поставить эту пьесу. 

 Комедий у нас немного, но это потому, что трудно найти хороший литературный материал. Не хочется снижать планку отношения к своей профессии, к тому, что показываешь людям. 

У нас есть комедия по классике - «Знаток женского сердца» по рассказам Михаила Зощенко и Аркадия Аверченко. Мне очень нравится её играть, и зрителям она по душе. Это единственный спектакль для взрослых в нашем репертуаре, который остался от Виктора Тимофеева. Можно сказать, мы его ещё и поэтому бережём. 

Мне как актёру посчастливилось работать в разных ампула и жанрах. Сегодня я играю в комедии, завтра - в драме, послезавтра - в трагедии. Но полностью реализоваться, наверное, вообще невозможно. Актёрство - это как жизнь. В 2013 году Елена Болотина ставила у нас спектакль по роману «Война и мир» «Путь к счастью» - мы, кстати, в этом сезоне хотим его восстановить. Она взяла линию двух основных героев - Пьера Безухова и Андрея Болконского, каждый из которых пытался найти свой путь к счастью. В конце Безухов произносит слова о том, что надо просто жить, и все. Живешь и живи. В общем-то, это и есть счастье. В актёрской профессии так же. Работаешь и работай. А говорить о том, реализовался ты или нет, бессмысленно. Если тебе надоело играть, значит, реализовался. 


Шекспир и Бажов 

С главным режиссером театра «Город» Алексеем Романовым мы начали ставить «Короля Лира». Надеюсь, у нас получится выпустить спектакль весной.В ближайшее время режиссер Игорь Катасонов, ранее поставивший у нас «Снежную королеву», начнет репетировать спектакль по сказке Павла Бажова «Каменный цветок» для детей от 7 лет до 12. Премьера состоится в следующем году.Продолжим наше сотрудничество с режиссером и педагогом Ольгой Рябовой. В планах - совместная постановка современной пьесы. Кроме того, на её площадке - в театральном пространстве «Дом» - 6 октября мы организовали читку пьесы Ионеско «Король умирает», которая завершилась очень интересным обсуждением. Будем проводить там читки и дальше.


Автор: Маргарита Петрова. Самарская газета• №229 (7540) • ЧЕТВЕРГ 19 ОКТЯБРЯ 2023 


Один час с Маяковским. "Свежая газета. Культура" январь 2024 г.

 Самарский театр «Город» пригласил молодую команду и представил зрителям 17 января премьеру спектакля «Шагаем за Маяковским», который создан по стихотворениям легендарного поэта. Авторы постановки предприняли амбициозную попытку найти ответ: а каким был этот гениальный человек на самом деле?

Было время, когда Владимира Маяковского было принято называть дерзким хулиганом и революционером, был период, когда его объявили «главным поэтом Страны Советов», еще был период в жизни каждого, когда согласно нормативам школьной программы нужно было знать наизусть хотя бы одно его стихотворение. В 90-е годы прошлого века его пытались предать полному забвению как «официозного и пролетарского» литератора. Кстати, миф о нем до сих пор жив в народной памяти через пересказы яркой истории любви поэта и его самой знаменитой музы Лили Брик… Так кто же такой Маяковский? Однозначного ответа нет. Поискать его попытались с помощью создания нового спектакля, который был сыгран молодой командой 4 раза на экспериментальных площадках, получая комплиментарные отзывы от аудитории в социальных сетях. Однако впервые широкой общественности доработанная постановка была представлена благодаря накопленным административным и творческим возможностям Самарской областной универсальной научной библиотеки, а также крепкой репутации театра «Город», у которого сформировалась своя благодарная и постоянная аудитория посетителей.

Один за всех - все за одного?

Режиссер Семён Гуськов решил, что в его новом спектакле «Шагаем за Маяковским» основные действующие персонажи будут говорить громко, экзальтированно и со всей энергичностью, на которую способны. Такой же прием и способ подачи материала мы могли наблюдать в его более раннем спектакле «Где ты, Ланцелот», созданном по мотивам шварцевской пьесы «Дракон» (в исполнении театрального коллектива Drag.AB) Спектакль о Маяковском получился необычным и ярким: нашлось место не только сценам, словно мы наблюдаем театральный эскиз, но и интерактивным отступлениям, где происходила неожиданная и впечатляющая игра света и тени. Постановка шла без перерыва, её продолжительность составила один академический час.

В первой части мы познакомились с четырьмя мужскими персонажами. Они сначала выступают соло, затем мы видим их попарно, втроем, а потом одновременно всех. Образы получились разные, отличия характеров подчеркивали сценические костюмы. Их объединяет одно: каждый из них - Маяковский. Зрителю дана свобода выбора, какая вариация поэта ему ближе и кому симпатизировать больше всего. В спектакле выстроена своя система координат, сверяясь с которой, зритель получает возможность поймать через наблюдаемого персонажа свое нынешнее эмоциональное состояние. Обращает на себя внимание образ, созданный Егором Кротовым, он не скупился на эмоции, заполонил своей энергетикой почти всё пространство сцены. В общем рвал и метал, рычал и кричал. Такой действительно может «дубликатом бесценного груза» и четко поставленным голосом публично заявить, гражданином какой именно страны он является. А вот полная ему противоположность - это Никита Дьяков, у которого в рисунке роли нет даже намека на агрессию. Мы видим на сцене персонажа, имеющего развитый эмоциональный интеллект, который не боится быть веселым или резко грустным, ироничным и способным вести «откровенные разговоры на кухне». Роман Гарбузов в своем уже образе страдающего человека с грохотом падал на колени, а потом… вскакивая, чеканил каждый шаг. Ему, видимо, достался рисунок роли искателя «правды жизни».

Музы поэта

Главная интрига сюжета была разделена на четырех персонажей в исполнении девушек. На каждого актера свалилась ответственность постараться быть в спектакле убедительным в образе «настоящего Маяковского». Для юношей - ярко и убедительно пережить чувства поэта. А вот у каждой актрисы, по словам режиссера, в сольных эпизодах получилось открыть другую сторону Маяковского чувственную, потаенную и искреннюю.

Прозвучали со сцены (через женские образы) следующие произведения Владимира Владимировича: «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», отрывок из «Облака в штанах» (как обращение к Богу), «Любит - не любит» как невероятно нежная часть неоконченной поэмы «Во весь голос»). Девушки читали стихи поэта, проникновенно проживая каждый произнесенный звук без намека на фальшь, живя словно в последний раз. Сложилось впечатление, что спектакль закончится, а вместе с ним утечет воздух, благодаря которому они существуют в предлагаемых обстоятельствах и дышат.

В некоторых фрагментах поэтической композиции девушки символизировали возлюбленных поэта. Например, написанная самарским творческим коллективом песня «Площади наши палитры» была задумана как диалог Маяковского с Эльзой Триоле (младшей сестрой Лили Брик). Действительно, один из самых сильных эпизодов спектакля - это исполненная дуэтом Вари Львовой и Егора Кротова песня. Выбор героями сделан, этот мир действительно может спасти красота, но только тот, ту вариацию, что сопровождает любовь. 

Каждый актер и каждая актриса на сцене постарались найти Маяковского в самих себе. Изучая биографию поэта, проштудировав немало книг, актеры и режиссер нашли в литераторе и его творчестве отражение собственных переживаний и мыслей. Из недостатков работы отмечу неполно проработанную хореографию в духе студенческой дискотеки и досадные шероховатости специалиста, отвечающего за весь свет на сцене. В качестве театрального эксперимента получился интересный результат, ведь работа построена на крепком литературном фундаменте. Останется ли свежая поэтическая постановка в репертуаре театра «Город» - покажет время. Ясно одно: чем больше человек как зритель вовлечен в современную социальную обстановку, тем более становится востребовано сегодня Слово, сказанное через призму произведений Маяковского. Мы словно читаем их заново, и нам открываются в этих строках совершенно новые смыслы и образы.

Семён ГУСЬКОВ, режиссер спектакля «Шагаем за Маяковским»:

Владимир Маяковский - мой любимый поэт с детства, его стихотворения всегда откликались в сердце, были мне не только дороги, но близки и понятны. Чем старше становлюсь, тем чаще обращаюсь к его творчеству. Создать спектакль по Маяковскому довольно долго оставалось моей целью и мечтой. Я рад, что театр «Город» подарил нам возможность выступить на «большой сцене» на более широкую аудиторию. Мне приятно, что актеры в хорошем смысле «заразились» любовью к поэту. Сочиненная песня на стиrотворения Владимира Владимировича, которая звучит в середине повествования, кульминация нашей любви.


Автор: Андрей БОЛЬШАКОВ "Свежая газета. Культура" январь 2024 г.


Загрузить еще