Когда сойдет «Лавина». "Самарская газета" июль 2025

Театр «город» поставил притчу о любви, которая сильнее страха 

На сцене тусклый свет, создающий гнетущую атмосферу. На боковых кулисах отображаются покрытые снегом хребты. Становится понятно, что действие происходит где-то высоко в горах. Небольшой прожектор освещает комнату, в которой едва заметны топчаны. С одного из них поднимается пожилая женщина. Она садится на кровать. Но когда с другого места встает молодая женщина, тут же вновь ложится. Притворяется спящей. Молодая женщина идет к старой и заботливо накрывает ту одеялом. Зритель видит, что героиня ждет ребенка. Лицо ее при каждом движении искажается гримасой боли. Уже вернувшись обратно, она шепотом обращается к лежащему мужчине: «Я боюсь! Кажется, начались схватки». Мужчина, также едва слышно, испуганно отвечает: «Наверное, тебе показалось. Еще не пришло время рожать, нельзя нарушать законы общины». 

Так начинается это драматическое действо, с первой минуты которого зритель попадает в мир, где все подчинено тишине и неким правилам. 

Свой очередной сезон самарский театр «Город» завершил премьерой спектакля «Лавина» (режиссер Алексей Романов, художник Наталья Гавриш) по одноименной пьесе турецкого драматурга Тунджера Джудженоглу. 

Автор драмы-притчи - лауреат многих турецких и международных театральных премий. Его пьесы переведены на иностранные языки (русский, немецкий, французский, испанский, арабский, японский и другие). Их ставят на сценах многих стран мира, в том числе в России, Германии, Франции, Польше, Австралии, США.

Алексей Романов, режиссер спектакля «Лавина»:

- Считаю, первый наш спектакль прошел достойно. Осенью будем его дорабатывать, добиваясь решения художественных задач, которые ставил автор.  

По словам Романова, творческая команда театра «Город» начала работать над пьесой в январе, а к активным репетициям приступила с февраля. В премьере, которая прошла 28 июня на площадке областной универсальной научной библиотеки, был задействован первый состав актеров.

История, талантливо рассказанная Данилой Казиным, Ариной Андреевой, Александром Шуваевым, Маргаритой Чиркиной, Дмитрием Стариковым и Татьяной Быковой, происходит в глухом селении, где нельзя громко разговаривать, смеяться, петь и вообще издавать какие-либо звуки и шуметь. Иначе придет стихия, и все погибнут. Здесь в одном доме проживают несколько поколений семьи: старшее, среднее и молодая супружеская пара, которая ждет ребенка. Роды к молодой женщине приходят преждевременно, но рожать ей нельзя, пока не наступит безопасный период. Для будущей матери - это смертный приговор. Чтобы соблюсти правила, председатель местного совета старейшин (Борис Трейбич), не колеблясь, выносит решение: заживо похоронить женщину. Здесь напряжение происходящего на сцене достигло своего накала. Придет ли спасение к несчастной? Что одержит верх в ее муже - личное или общественное?

Впечатляющий и даже шокирующий сюжет основан на реальных событиях. Драматург вдохновился рассказом друга о том, что «в Восточной Анатолии, в селении, окруженном со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году. И только три месяца в году эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей».

Именно лавина стала тем стержнем, на котором держится метафизическая сущность пьесы. Стихия представляется в ней не только как природное явление, но и как порождение страха в сознании человека.  

В прочтении театра «Город» «Лавина» - это и хроника жизни одной семьи, и философская притча о силе любви.

- Привлекательность пьесы - в ее исходных предлагаемых обстоятельствах. В ней переплетаются яркие метафоры и острый сюжет. Место, где все происходит, очень необычное. Здешние обитатели живут, подавляя свою человеческую природу. Но при любых обстоятельствах нужно оставаться людьми, - отметил режиссер.

Что касается зрителей, то, судя по отзывам, «Лавина» стала для них настоящим душевным испытанием и потрясением. Они буквально ощутили «жар» игры актеров, прочувствовали глубину чувств их героев. Все время спектакля, который шел без антракта, стояла полная тишина, и только в финале, когда «дали разрядку», в зале раздался вздох облегчения и начались овации. Спасибо творческой команде театра «Город» за такие сильные эмоции.


Автор: Ева Скатина

Источник: Самарская газета • 15 №140 (8031) • четверг 3 июля 2025

 

Любовь, побеждающая лед. "Самарская газета" январь 2025

«Снежная королева» в «Городе» 

Вам придется потрудиться. Представить, что нарисованные на доске мелом черточки - снежинки, черные зонтики - обитатели цветущего сада, а симпатичная девушка с приставленными к голове руками - северный олень. Зато, если вы постараетесь, перед вами развернется настоящая красочная история про Снежную королеву, Кая и Герду.

Режиссер-постановщик Игорь Катасонов, известный самарским зрителям небанальным подходом к текстам самых разных авторов, поставил для театра «Город» сказку Ганса Христиана Андерсена.

Реквизита на сцене крайне мало, каждая деталь многозначна. Вязаные шапочки и шарфы становятся деталями нарисованных на доске цветов. И самое главное - создают ощущение домашнего уюта и тепла. Именно их можно противопоставить безликой холодности Снежной королевы. Татьяна Стенина в роскошном длинном белом платье не поворачивается лицом к публике. Таинственности ее образу добавляет потустороннее звучание голоса, усиленного микрофоном.

Больше всего человека пугает неизвестное. Катасонов успешно пользуется этим приемом, не делая из главного антагониста ни ледяную статую, ни снежное пугало, а обращаясь к фантазии зрителей. Завершает картину таинственности музыка Игоря Горбача, написанная специально для спектакля.

Наряду с опытными артистами Борисом Трейбичем (Ворон) и Ольгой Сергеевой (Бабушка, Цветочная Волшебница) на сцене пробуют свои силы совсем молодые актеры. Дарья Мошняга (Герда) - студентка Ольги Рябовой, 2-й курс Самарского училища культуры, и Иван Москвин (Кай) - учащийся театральной студии Катасонова при 123-й школе.

Юность исполнителей главных ролей приближает их героев к возрасту зрителей. Однако спектакль «Снежная королева» (9+), предназначенный для детской публики, интересен и более взрослой аудитории, поэтому прекрасно подходит для семейного просмотра.


Автор: Маргарита Петрова

Источник:  Самарская газета •№3 (7894) • ВТОРНИК 14 ЯНВАРЯ 2025

«С верою в любовь…» "Культура Урала" №6 июнь 2025

Тема 13‑го российского театрального фестиваля «Ирбитские подмостки» была подсказана строкой Ильи Кормильцева из песни легендарного «Наутилуса» и, как говорится, «как корабль назовешь…». Сейчас, по завершении фестиваля, можно с уверенностью сказать, что программный директор Елена Ильина, отобрав из 109 заявок 12, назвала эту тему правильно: «С правом на надежду…С верою в любовь». 

ЛЮБОВЬ ИЛИ ВЛЮБЛЕННОСТЬ? 

Названия спектаклей фестивальной афиши — (фестиваль преодолел границы региона: к театрам Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска- Уральского, Челябинска присоединились труппы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Самары; таким образом, он из регионального превратился в российский) вариации на тему любви, где последняя подчиняется долгу, общественным установлениям, табу, заставляя любящих принять правила социума, отсюда и мотив обреченности, гибели идеала и исток творчества. Про это — спектакль хозяев фестиваля — Ирбитского драматического театра имени А. Н. Островского «Рассказ о любви. Коллаж» (по мотивам рассказа Р. Брэдбери). Я бы добавила к названию еще одно слово: «монтаж». Спектакль конструируется в разных пространствах — у входа в театр — интродукция с песнями о соперничестве мужчин за женщину «Я тебя завоюю». Пространство сцены, организованное художником- постановщиком Дарьей Каракуловой, делится на верхнее, откуда можно наблюдать за главными героями, и среднее, которое, в свою очередь, и пространство репрессивное — класс с доской, и внешнее, природное, представленное большим условным деревом, пространство свободы и надежды. Режиссер- постановщик Юлия Волокитина-Колесникова не просто соединяет текст Брэдбери, предлагая присвоить его главным героям — учительнице Энн Тэйлор (Ксения Скворцова) и ученику Бобу (Святослав Лютиков), а также его одноклассникам, но монтирует прозаическое слово с поэтическим (Марина Цветаева), драматическим (Теннесси Уильямс), музыкальным. Ученики с манерами гопников, смеющиеся над непохожим на них Бобом, преображаются в иных, взяв в руки музыкальные инструменты. Музыка — еще один элемент монтажа, превращающий хаос в гармонию. Спектакль, с которого начинался фестиваль, задал мощную смысловую ноту, ноту идеально чистую и трагическую — «All beauty must die (Всё прекрасное должно умереть)». Ксения Скворцова и Святослав Лютиков стали лучшим дуэтом фестиваля, сумев сыграть историю влюбленности ученика в молодую учительницу, как историю принципиально платоническую, а потому и возвышенную.

ЛЮБОВЬ И АСКЕЗА

Вещи, малопонятные для современного человека. Если в «Рассказе о любви» помехой были объективные причины (разница в возрасте, социальные роли), то в «Варшавской мелодии» (Гран-при фестиваля) невозможность «жить долго и счастливо» обусловлена обстоятельствами политического характера. Случайно вспыхнувшая любовь между польской студенткой консерватории и русским студентом-фронтовиком разбивается не о быт (к быту оба безразличны), разбивается об Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.1947 г. «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами». Счастье выживших после страшной войны людей оказывается невозможным. Спектакль театра «Волхонка» — не просто тонкий, психологически и интонационно точный, блистательный дуэт Георгия Добровицкого (Виктор) и Полины Дьячок (Геля), это история про начало и финиш надежд «оттепели», про свободу и страх перед ней, про победу и проигрыш. Георгий Добровицкий на наших глазах из свободного, не обращающего внимания на условности, веселого парня-победителя превращается в застегнутого на все пуговицы, озирающегося советского инженера. Режиссер Наталья Шарафетдинова полностью доверяет актерам и музыке. Музыка — это и начало любви (концерт в консерватории, где неотесанный Виктор впервые слышит Шопена), и «Томашув» на стихи Юлиана Тувима как рассказ о Польше, войне и варшавском гетто. «Разве можно так жить?!» — риторический вопрос Гели — приговор. Испытание свободой и положением не все могут выдержать, некоторые проигрывают, Виктор — из проигравших. Как точно заметил на обсуждении спектакля театровед Павел Руднев, «любовь побеждена карьерой».

ЛЮБОВЬ КАК ИСПЫТАНИЕ И ОБМАН  

После «Грозы» Инги Матис Каменск-Уральского театра «Драма Номер Три» хочется перефразировать стихи Андрея Вознесенского: «Не написал — случилось так». История любви Катерины — это из серии «случилось так». Варя любит Кудряша, Кудряш любит Варю, Кабанова очень любит сына Тихона, Тихон любит (как умеет) Катерину, Катерине плохо с Тихоном, с Борисом хорошо, но для москвича Бориса (важно, что Борис москвич, а все зло, как известно, из Москвы) страстное, чувственное свидание с Катериной — просто «случилось так». 

Спектакль Инги Матис — подчеркнуто условен, он начинается по законам детектива, т. е. с финала, с видео гибели Катерины, после которого все уже не имеет большого значения. Главными героями становится старшее поколение — Кабанова и Дикой, их дуэт, полный понимания и опыта прожитой жизни — про предчувствие беды, когда мир остается без правил, когда нет детей; и это — то новое, что отличает спектакль от сотен постановок хрестоматийной пьесы. Нина Бузинская — Кабанова и Валерий Смирнов — Дикой (лучший дуэт второго плана) не просто долго прожили, они владеют той мудростью, которая сегодня никому не нужна, за ними — объем и драма. И ужасная в своих придирках к невестке Кабанова — единственная, кто вместе с сыном оплакивает Катерину.

ЛЮБОВЬ КАК СОН 

Оленька Племянникова (Алина Чернобровкина) из спектакля московского театра «Школа драматического искусства» «Душечка» — лучшая женская роль фестиваля. В отличие от всех героинь предыдущих спектаклей, Оленька грезит любовью, хочет любить, любит. Спектакль начинается с неясного бормотания, на ощупь отыскивается самоценное слово, ведь «вначале было слово». В «Душечке» это слово мужчины — о театре, о лесах, слово Бродского из «Портрета трагедии»: «Дайте мне человека, я начну с несчастья». И Оленька, повторяя разные слова вслед за мужчинами, растворяясь в них, с трагической закономерностью остается одна. Режиссер Артем Черкаев выстраивает действие из вербальных повторов, повторов музыкальных из «Перезвонов» Валерия Гаврилина «Тудысюды». Он визуально усиливает героини от мужчин, то просовывая ее руки в рукава одежды первого мужа, то помещая ее в шубу второго. Спектакль отмечен и лучшей работой художников Елены Ярочкиной и Кирилла Саленкова, поместивших Оленьку, оставшуюся без мужчин, в склеп-коробку «Выход», в которой она покрывается паутиной. Самым пронзительно печальным становится ее расставание с племянником Сашенькой. Но прежде, чем его заберут, они вместе будут учить басню Крылова, и она, как раньше повторяла слова мужей, повторяет слова басни… И в этих повторах — столько любви, сопереживания и боли грядущего одиночества. Артист Кирилл Федоров, сыгравший всех трех мужчин, в очередной раз показал возможности отечественной школы актерского перевоплощения.

ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ

Санкт-Петербургский театр юного зрителя имени А. А. Брянцева представил спектакль Михаила Лебедева «Легкое дыхание» по рассказам Ивана Бунина, ставший лучшей режиссерской работой фестиваля. Лебедев создал театральный текст из трех бунинских рассказов — «Кавказ», «Степа» и «Легкое дыхание». От волнующего счастья побега любовников на Кавказ, к насилию, обману, трагическим финалам.

ЛЮБОВЬ И МИф

Лучший спектакль для детей — балет театра «Щелкунчик» «Жар-птица» Игоря Стравинского. Петр Базарон, хореограф-постановщик, создал густонаселенный мифологический мир, в котором герои и злодеи, люди и звери находятся рядом, наблюдая друг за другом. История про соблазнительность зла, о манипуляциях и подчинении, о том, как красное/красивое быстро становится черным, живое — мертвым, о сатанинском портном со зловещей иглой, и, конечно, о торжестве света!

ЛЮБОВЬ. ДЕТСТВО. ТРАВМЫ 

Самарский театр «Город» предложил честный разговор о месте отца в жизни ребенка — спектакль «Мой папа — Питер Пэн». Принципиально важно, что Рассказчика и Папу играет один артист — Борис Трейбич (лучшая мужская роль). Таким образом, снимается дистанция между воспоминаниями и реальностью. Спектакль — размышление о творчестве и рутинной повседневности, о соотношении порядка и хаоса, о жажде любви и мира в семье, о травмах нелюбви, об уходе. Стратегия Бориса Трейбича — в азарте творчества, без которого нет свободы, а значит, и жизни.

Театральный фестиваль — всегда праздник и для участников, и для зрителей. Создавали этот праздник хозяева — актеры ирбитской драмы, которые ежедневно радовали своими капустниками, пародиями на спектакли, в которых в режиме «фамильярной близости» можно было рассмотреть стиль каждого представления. За гостеприимство отвечали не только актеры, но и директор театра Лилия Александровна Гундырева. Без ее согласия вряд ли появился бы в off-программе самый таинственный спектакль фестиваля «Крысолов» по рассказу Александра Грина (режиссер Анна Куликова). Артисты ирбитской драмы провели гостей и зрителей по пространству старинного банка (место локации театра на время ремонта), опутанного паутиной, дух немецкого экспрессионистского фильма населял лабиринты и лестницы с их тенями, двойниками, крысами-оборотнями. Злодеи-двойники преследовали своих жертв, а тебя не покидала надежда на победу света и разума над мистикой.

Оправдались надежды, что старый купеческий город сохранил традиции помощи культуре, так, все гости фестиваля не на словах чувствовали заботу Ирбитского молокозавода.

Горожане могли принять участие в феерическом открытии фестиваля, придуманном главным режиссером ирбитской драмы Александром Фукаловым. Финальным аккордом, подарком жителям Ирбита стал внеконкурсный спектакль «Фальшивая нота» по пьесе французского драматурга Дидье Карона. Дуэт народного артиста России Владимира Стеклова и заслуженного артиста РФ Игоря Ливанова — напряженное расследование/исследование памяти и забвения, вины и ответственности. Какой будет тема следующего фестиваля — неизвестно, но ясно, что будет она выбрана «с верою в любовь».


Автор: Лилия НЕМЧЕНКО

Источник: https://www.muzkom.net/sites/default/files/kultural/ku_062025.pdf

Какой будет «Лавина»?

В театре «Город» состоялась открытая репетиция спектакля «Лавина» (16+). В основе - одноименная пьеса турецкого драматурга Тунджера Джюдженоглу. Постановщик - главный режиссер театра «Город» Алексей Романов. 

С участием зрителей

Это новый формат театральных репетиций. Его одним из первых в Самаре начал осваивать именно «Город». Зрителям подарили возможность заглянуть в техническую часть постановки спектакля, самим поучаствовать в его создании, почувствовать себя сотворцами. 

Режиссер рассказал о пьесе Джюдженоглу, познакомил с героями и их характерами. Действие происходит в окруженном горами селении. Девять месяцев в году его обитатели вынуждены жить практически в полной тишине, чтобы не вызвать сход лавин. Стоит издать любой громкий звук, и может случиться беда. Они тихо разговаривают, передвигаются, готовят пищу, едят. И только в остальные три месяца дают волю эмоциям. Можно громко смеяться, плакать, стрелять из ружья и рожать детей. Герои пьесы - представители трех поколений семьи, которая во всех аспектах своей жизни подчиняется строгим законам общины. В числе главных персонажей - молодая женщина, ждущая ребенка.

- Мы хотим поставить спектакль о том, как молодая жизнь, еще не испорченная пороками и искушениями, через преодоление страха перед природным явлением и общественным давлением обнаруживает в себе внутренние силы для борьбы за собственную независимость, достоинство и светлое будущее. И всецело понимая ответственность за свои поступки, преображает себя и окружение. В произведении Джюдженоглу лично мне очень близок герой, обозначенный в действующих лицах как «молодой мужчина», - поделился Романов.

Зрители наблюдали репетицию фрагментов спектакля. Затем в форме дискуссии режиссер и актеры отвечали на вопросы публики, обсуждали все точки зрения и предложения по игре артистов и постановке.

Преодоление сложностей

Это уже вторая открытая репетиция готовящегося спектакля. Первая прошла в формате читки. 

По словам режиссера, в процессе постановки возникает немало сложностей.

- Работа с микрофонами, выстраивание уровня громкости, актерских задач. Артист должен полностью перекроить природу своей сценической игры. Здесь он не может пользоваться поставленным голосом. Его диапазон зажимается практически до уровня шепота. При этом нельзя забывать про эмоциональность. Ее нужно направить в такую узкую струю, чтобы она била по нервам души зрителя. Это задачу мы продолжаем решать, - сообщил режиссер.

В репетиционном процессе не обходится без конфликтных ситуаций. Романов рассказал, как они решаются:

- Недавно я поругался с группой. Скажем так: перешел черту строгости. Когда эмоционально болеешь за результат, иногда сложно сохранять деликатность на рабочей площадке. Но самое главное - мы можем после репетиции спокойно поговорить, извиниться и направить эту энергию в деловые процессы.

Связующая нить

Идея поставить «Лавину», как и идея проведения открытых репетиций, принадлежит художественному руководителю и актеру театра «Город» Борису Трейбичу. В спектакле он играет роль председателя.

- Драматурга, который написал пьесу «Лавина», называют турецким Чеховым. Ситуация, о которой он рассказывает, по сути универсальна. Лавина здесь символизирует внешнее давление, страх, которые передаются из поколения в поколение и с чем люди давно свыклись. Автор задается вопросом: до какой черты нужно дойти человеку, чтобы он встрепенулся и почувствовал в себе силу противостоять системе? - считает Трейбич. 

Большое значение в постановке имеет музыкальное сопровождение. Оно создает тревожную атмосферу, подчеркивает гнетущую тишину. Для этой цели режиссер использовал электронную музыку.

В спектакле театра «Город» есть моменты, которые не прописаны в пьесе. Один из них - тонкая леска, соединяющая между собой каждую семейную пару.

- Когда я понял, что герои привязаны не только к месту, в котором они находятся, но и друг к другу, я решил показать ситуацию наглядно. Это помогает зрителю сразу понять правила игры. И в то же время оставляет пространство для размышлений. Зрители сами для себя решают, что связывает этих людей и насколько прочно, - пояснил Романов.

Сродни космосу

В центре внимания пьесы Джюдженоглу - отношения. Между мужчиной и женщиной, родителями и детьми, простыми людьми и властью. Психологизм и многослойность смыслов позволят каждому увидеть здесь что-то свое.

- Я учился в авиационном институте со специализацией по космонавтике. Когда экипаж готовят к полету, то каждого участника запускают в барокамеру. Как ему говорят, на девять дней. А потом срок увеличивают. И так несколько раз. Это серьезное испытание для психики. В «Лавине» похожая ситуация. Герои понимают, что девять месяцев им по сути ничего нельзя делать. Они словно в тюрьме. Благодаря моему опыту нахождения в барокамере мне понятны их ощущения, это чувство - насколько тебя хватит. Поэтому мне легко дается моя роль пожилого мужчины, - отметил актер Дмитрий Стариков.

Постановочная часть работы над спектаклем идет с февраля. По словам режиссера, открытые репетиции заставляют команду быть в тонусе на протяжении всего процесса.

- Конечно, мы вводим такой формат не для всех постановок, а только для тех, где нам необходимо более подробно проработать образы, более конкретно выйти на зерно спектакля, - уточнил Романов.

Премьера намечена на июнь.


Автор: Екатерина Тухтаманова

Источник:  Самарская газета • №83 (7974) • ЧЕТВЕРГ 17 АПРЕЛЯ 2025

Три «обычные» истории собрали аншлаг

Принято считать, что наши бабушки – это особенный социокультурный феномен, которого почти не осталось в других странах. Блины с пирогами, вязаные варежки с носками, сказки с заговорами, сундуки с платками, широта сердечных объятий – сохранена бесконечная доброта в таких людях. Благотворительный фонд «Хорошие истории» создал литературно-театральный проект «Обычные истории». На сайте на протяжении года публиковались истории обычных людей, рассказывавших про своих старших родственников, а негосударственные театральные коллективы выбирали из них те, которые им захотелось поставить, сыграть на сцене и включить в свой репертуар. Три спектакля были отобраны компетентным жюри и показаны на широкую публику благодаря гостеприимству театра «Самарская площадь». 

 Уютное и теплое слово babushka уверенно вошло во многие языки мира. Наравне с такими словами, как «спутник» и «царь», «копейка» и «мамонт», «соболь» и «белуга», «водка» и «квас», и так далее. Но согласитесь, что в этом перечне международных общих понятий с русскими корнями именно слово «бабушка» – самое близкое, понятное и родное. Билеты на все три спектакля финалистов разлетелись за несколько часов, состоялись дневной и вечерний показы. Публика их ждала и задолго спрашивала у организаторов «лишний» билет или пригласительный в театр на 30 сентября.

Счастливый билет

В проекте «Обычные истории» похоже на то, что выиграли абсолютно все стороны. Авторы рассказов «про связь поколений» получили кратчайший путь к читателю и зрителю, актеры – интересные «предлагаемые обстоятельства» и свободу творческого полета, а публика – удивительный и богатый диапазон впечатлений. Где совсем не стыдно посмеяться от души, задуматься или искренне заплакать. Работы финалистов получились оригинальными, разными по технике воплощения режиссерского замысла и даже неожиданными по распределению призовых мест. Кому-то понравилась соборная народная искренность самодеятельного театра, кто-то влюбился в инфернальную оригинальность подачи сложной темы выбора судьбы, а кое-кто остался в восторге от подростковой энергетики и задора, что вихрем закружились вокруг сложносочиненного трехстворчатого шкафа. Он стал и ширмой, и ареной, укрытием и световым коробом – главным и лаконичным украшением сцены. На первый план как раз вышла во всех трех постановках актерская игра: умно и весело, добросовестно и озорно, убедительно и задорно.

– Наш проект «Обычные истории» – это в чистом виде творческий эксперимент, где с самого начала мы могли только предполагать, что, возможно, получится и насколько это будет важно и интересно профессиональным и любительским театрам и их зрителям, – поделилась на встрече с журналистами Татьяна Акимова, исполнительный директор фонда «Хорошие истории». – И когда мы увидели живой и искренний отклик публики, когда практически все участники нашего творческого марафона сказали, что будут показывать созданные спектакли в постоянном репертуаре, стало ясно и понятно, что у нас все действительно получилось.

Участники

На первом этапе конкурсного отбора интегрированный театр пластики и танца «Апельсин» показал публике оригинальный спектакль «В гости к бабушке» (по рассказам Оксаны Смоляковой и Татьяны Пахомовой). Театр разных форм «Вода» выбрал в качестве источника вдохновения рассказ «Перышко» (автора Натальи Колмогоровой). Любопытно, что тексты «Черный ящик» и «Храм души» (также Колмогоровой) вместе с рассказом Ларисы Матросовой «Бабушка и книги» легли в основу такой удивительной постановки «Ящик с воспоминаниями» театрального коллектива «Между строк». Тезис, что «мама – самая главная фигура для ребенка», стал архимедовой точкой опоры для создания эскиза спектакля «Дочь» в творческом пространстве театра «ЛЕС» (по рассказу Юрия Рычкова «Маленькие истории»). Все вышеперечисленные спектакли до финала не дошли, но тем не менее имеют хорошие шансы стать репертуарными с долгой счастливой жизнью.

Поговорим подробнее про финалистов. Они получили финансовую поддержку, пусть скромную, но она позволила вырастить из эскизов спектакли хронометражем около одного часа. Так, народный театр «Муравей-НИК» (МБОУ ДО «ПДШИ» из села Приволжье) представил зрителям спектакль «День рождения бабушки» (режиссер Марина Адиякова), основанный на историях «Письма» Натальи Колмогоровой, «История одной жизни» Тамары Дегтяревой, «Шапочку надень» и «Бабушка и воспитание» Ларисы Матросовой. Несмотря на то, что эта «обычная» история рассказывается стремительно, она получилась настолько емкой и насыщенной, словно мы знакомы именно с этой семьей и её соседями всю свою жизнь, изложены предлагаемые обстоятельства персонажами очаровательно и достоверно. Кстати, постановка оказалась самой густонаселенной, но никому не было на сцене тесно. Был и прекрасный гармонист в сюжете, вообще у постановки грамотно продуманная музыкальная и световая партитура. 

 Есть стереотип, что ребенка или котенка нельзя переиграть на сцене даже самому маститому «Актеру Актеровичу». Бытует даже суеверие, что профессиональный актер находится в заложниках из-за своего опыта (использует для выстраивания роли повседневной практики или классической театральной педагогики). Ошеломляющий феномен спектакля «День рождения бабушки» как раз в том, что даже если бы на сцену неожиданно одновременно вышли настоящая кошка и её шестеро игривых котят, каждый был бы моментально обласкан действующими персонажами, естественно интегрирован в саму ткань театрального повествования. Мы не только посмотрели фестивальный показ в «Самарской площади», но и отправились в творческую командировку в Приволжье, чтобы ближе познакомиться с постановкой на родной для театра сцене (спектакль удивительным образом совпал с бенефисом и юбилеем Натальи Боруновой, сыгравшей главную роль «той самой бабушки» в инвалидном кресле). Одна из сильных сцен – где обыгрывается тема с «красной шапочкой»; у многих зрителей в глазах стояли слезы. Тема потери памяти у пожилых людей – острая социальная проблема.

Не ломая, а рождая новое

Не менее интересными в подаче получились «Реальные бабушки», которых создала другая команда – студия «Полукруг» при тольяттинском театре «Дилижанс». Алена Савельева, как умелый режиссер, соединила в своем спектакле также несколько историй. В центре сцены перед взором изумленной публики предстал куб (трехстворчатый шкаф). Он альфа и омега, свет и тень, добро и зло, он словно «Квадрат Малевича», где конец всему и появляется надежда на все новое. Образ словно оказался порталом во времени и пространстве, где главное решающее слово в повествовании дано самым юным. 

В нем очень противоречивые темы – столкновение светского и религиозного мировоззрения, безусловная любовь бабушек-дедушек и их внуков между собой – умело переплетены в смысловой узел с необходимостью находить общий язык общения друг с другом. Никто никого до конца часто не понимает, но именно родственная душевная связь становится тем самым социальным мостиком, что позволяет ребенку если не понять сейчас (в моменте) происходящее, то в процессе последующего взросления точно осознать содеянное. Одна из сильных и трагичных сцен – где рассказывается, как сжигается древняя церковная книга. 

В основу вошли рассказы «Бабушка и книги», «Бабушка и воспитание» и «Бабушка и вера» Ларисы Матросовой, «Черный ящик» и «Баба Вася, сундук и Шельма» Натальи Колмогоровой. Рассказы Любови Егоровой и Юрия Карпова, Татьяны Васильевой и Ольги Храпченковой. Заслуживают дополнительного упоминания «Две бабушки и зелье» и «Я тебя не отдам» Юлии Белтовой, а также «Бабушка моя» Елены Тепловой. Интересно, что в спектаклях Тольятти и Приволжья есть заметные пересечения: видимо, вдохновлялись режиссеры одинаковыми историями. Однако если в первом случае ситуация рассказана и показана теми, у кого «всё еще впереди», то у их сельских коллег другой ракурс – людей, которые всё уже осознали в этой жизни и любят каждый её миг, ценят каждое её проявление. Реальные бабушки тайком крестят внуков и водят в церковь, пекут блины и учат с детьми уроки. Ценят только полезные практические занятия и навыки («Идешь на речку купаться? Не ленись, да возьми ведерко и удочку, да еще рыбки налови!»). Режиссеры в обеих работах добились того удивительного эффекта, что возраст актеров вообще не имеет в спектаклях никакого значения благодаря универсальному театральному языку.

Судьба №А – 36945 – Д

Самарский театр «Город» пошел заметно дальше на пути эксперимента, работа режиссера Анны Корабель была на этапе эскиза похожа на нежную, изящную и трепетную акварель. Однако, переживая метаморфозу превращения в спектакль «Просто плыть», сюжет заметно усложнился, уйдя от линейного повествования в лихо закрученную сюжетную спираль. Команда сразу предлагает зрителям с первых же минут выйти в открытый эзотерический космос, где есть Души, что выбирают свою Судьбу. 

Возникает ситуация классического университетского экзамена, вытащить билет «своей судьбы» возможно лишь однажды, у судьбы может присутствовать даже инвентарный номер, например: «А – 36945 – Д». Что лучше – жить «сыто, богато, но скоротечно» или же «очень долго и в пугающей нищете»? Не торопитесь с ответом, он не настолько прост и очевиден. Если к экзаменатору обратиться с просьбой, то перетянуть жребий персонажу дозволено. Но только единожды (шанса на исправление не будет больше никогда и ни у кого). Справедливо заметить, что «Город» – единственный профессиональный коллектив среди трех победителей фестиваля. Команда представила взыскательной фестивальной публике спектакль «Просто плыть» как попытку порассуждать на серьезные темы в системе координат «между небом и землей», где артисты смогли удержаться в светском и гуманистическом поле и не свалиться в религиозное морализаторство. 

Постановка создана по рассказам Натальи Колмогоровой («Раиса», «Когда ты был Богом», «Судьба на выбор») и Ирины Лукьяновой («Кудыкина гора»), где причудливым образом сюжеты из реальной жизни оказались обрамлены изысканными метафорическими ситуациями. Одна из самых сильных сцен – где сложные и теплые отношения внучки и дедушки сыграли Татьяна Машьянова-Стенина и Борис Трейбич. Пространство заливается холодным светом, и зрителю передается ужас дыхания ситуации, где человек уходит из жизни. В скором будущем спектакль (по секретному сообщению из уст режиссера) дополнится еще двумя рассказами Ирины Лукьяновой: «Сказка для самых стареньких» и «Эту историю рассказал Н.П.».

Все истории из спектакля – личные и реальные. Жанр творческого высказывания определен авторами как документальная фантасмагория. Изюминка работы – ненавязчиво показать зрителю разные возможные срезы и исходы жизни и дать ему пищу для размышления о связи поколений, связи родных и чужих людей, связи с самим собой, а также о своем уникальном и неповторимом пути.

Несмотря на то, что все три спектакля финалистов проекта «Обычные истории» невероятно разные, их объединяет одна общая черта: они заставляют зрителя задуматься про базовые семейные ценности и понять, что не только деревья, но и люди сильны своими корнями. По признанию участников проекта, существенную помощь в доработке нескольких постановок на пути от эскиза до спектакля как опытный и требовательный наставник оказала Елена Лазарева, театральный педагог, заслуженная артистка Российской Федерации и народная артистка Самарской области.


Автор: Андрей БОЛЬШАКОВ 

Источник: Свежая газета. Культура | № 17 (283) | октябрь 2024

 

Загрузить еще