Принято считать, что наши бабушки – это особенный социокультурный феномен, которого почти не осталось в других странах. Блины с пирогами, вязаные варежки с носками, сказки с заговорами, сундуки с платками, широта сердечных объятий – сохранена бесконечная доброта в таких людях. Благотворительный фонд «Хорошие истории» создал литературно-театральный проект «Обычные истории». На сайте на протяжении года публиковались истории обычных людей, рассказывавших про своих старших родственников, а негосударственные театральные коллективы выбирали из них те, которые им захотелось поставить, сыграть на сцене и включить в свой репертуар. Три спектакля были отобраны компетентным жюри и показаны на широкую публику благодаря гостеприимству театра «Самарская площадь».
Уютное и теплое слово babushka уверенно вошло во многие языки мира. Наравне с такими словами, как «спутник» и «царь», «копейка» и «мамонт», «соболь» и «белуга», «водка» и «квас», и так далее. Но согласитесь, что в этом перечне международных общих понятий с русскими корнями именно слово «бабушка» – самое близкое, понятное и родное. Билеты на все три спектакля финалистов разлетелись за несколько часов, состоялись дневной и вечерний показы. Публика их ждала и задолго спрашивала у организаторов «лишний» билет или пригласительный в театр на 30 сентября.
Счастливый билет
В проекте «Обычные истории» похоже на то, что выиграли абсолютно все стороны. Авторы рассказов «про связь поколений» получили кратчайший путь к читателю и зрителю, актеры – интересные «предлагаемые обстоятельства» и свободу творческого полета, а публика – удивительный и богатый диапазон впечатлений. Где совсем не стыдно посмеяться от души, задуматься или искренне заплакать. Работы финалистов получились оригинальными, разными по технике воплощения режиссерского замысла и даже неожиданными по распределению призовых мест. Кому-то понравилась соборная народная искренность самодеятельного театра, кто-то влюбился в инфернальную оригинальность подачи сложной темы выбора судьбы, а кое-кто остался в восторге от подростковой энергетики и задора, что вихрем закружились вокруг сложносочиненного трехстворчатого шкафа. Он стал и ширмой, и ареной, укрытием и световым коробом – главным и лаконичным украшением сцены. На первый план как раз вышла во всех трех постановках актерская игра: умно и весело, добросовестно и озорно, убедительно и задорно.
– Наш проект «Обычные истории» – это в чистом виде творческий эксперимент, где с самого начала мы могли только предполагать, что, возможно, получится и насколько это будет важно и интересно профессиональным и любительским театрам и их зрителям, – поделилась на встрече с журналистами Татьяна Акимова, исполнительный директор фонда «Хорошие истории». – И когда мы увидели живой и искренний отклик публики, когда практически все участники нашего творческого марафона сказали, что будут показывать созданные спектакли в постоянном репертуаре, стало ясно и понятно, что у нас все действительно получилось.
Участники
На первом этапе конкурсного отбора интегрированный театр пластики и танца «Апельсин» показал публике оригинальный спектакль «В гости к бабушке» (по рассказам Оксаны Смоляковой и Татьяны Пахомовой). Театр разных форм «Вода» выбрал в качестве источника вдохновения рассказ «Перышко» (автора Натальи Колмогоровой). Любопытно, что тексты «Черный ящик» и «Храм души» (также Колмогоровой) вместе с рассказом Ларисы Матросовой «Бабушка и книги» легли в основу такой удивительной постановки «Ящик с воспоминаниями» театрального коллектива «Между строк». Тезис, что «мама – самая главная фигура для ребенка», стал архимедовой точкой опоры для создания эскиза спектакля «Дочь» в творческом пространстве театра «ЛЕС» (по рассказу Юрия Рычкова «Маленькие истории»). Все вышеперечисленные спектакли до финала не дошли, но тем не менее имеют хорошие шансы стать репертуарными с долгой счастливой жизнью.
Поговорим подробнее про финалистов. Они получили финансовую поддержку, пусть скромную, но она позволила вырастить из эскизов спектакли хронометражем около одного часа. Так, народный театр «Муравей-НИК» (МБОУ ДО «ПДШИ» из села Приволжье) представил зрителям спектакль «День рождения бабушки» (режиссер Марина Адиякова), основанный на историях «Письма» Натальи Колмогоровой, «История одной жизни» Тамары Дегтяревой, «Шапочку надень» и «Бабушка и воспитание» Ларисы Матросовой. Несмотря на то, что эта «обычная» история рассказывается стремительно, она получилась настолько емкой и насыщенной, словно мы знакомы именно с этой семьей и её соседями всю свою жизнь, изложены предлагаемые обстоятельства персонажами очаровательно и достоверно. Кстати, постановка оказалась самой густонаселенной, но никому не было на сцене тесно. Был и прекрасный гармонист в сюжете, вообще у постановки грамотно продуманная музыкальная и световая партитура.
Есть стереотип, что ребенка или котенка нельзя переиграть на сцене даже самому маститому «Актеру Актеровичу». Бытует даже суеверие, что профессиональный актер находится в заложниках из-за своего опыта (использует для выстраивания роли повседневной практики или классической театральной педагогики). Ошеломляющий феномен спектакля «День рождения бабушки» как раз в том, что даже если бы на сцену неожиданно одновременно вышли настоящая кошка и её шестеро игривых котят, каждый был бы моментально обласкан действующими персонажами, естественно интегрирован в саму ткань театрального повествования. Мы не только посмотрели фестивальный показ в «Самарской площади», но и отправились в творческую командировку в Приволжье, чтобы ближе познакомиться с постановкой на родной для театра сцене (спектакль удивительным образом совпал с бенефисом и юбилеем Натальи Боруновой, сыгравшей главную роль «той самой бабушки» в инвалидном кресле). Одна из сильных сцен – где обыгрывается тема с «красной шапочкой»; у многих зрителей в глазах стояли слезы. Тема потери памяти у пожилых людей – острая социальная проблема.
Не ломая, а рождая новое
Не менее интересными в подаче получились «Реальные бабушки», которых создала другая команда – студия «Полукруг» при тольяттинском театре «Дилижанс». Алена Савельева, как умелый режиссер, соединила в своем спектакле также несколько историй. В центре сцены перед взором изумленной публики предстал куб (трехстворчатый шкаф). Он альфа и омега, свет и тень, добро и зло, он словно «Квадрат Малевича», где конец всему и появляется надежда на все новое. Образ словно оказался порталом во времени и пространстве, где главное решающее слово в повествовании дано самым юным.
В нем очень противоречивые темы – столкновение светского и религиозного мировоззрения, безусловная любовь бабушек-дедушек и их внуков между собой – умело переплетены в смысловой узел с необходимостью находить общий язык общения друг с другом. Никто никого до конца часто не понимает, но именно родственная душевная связь становится тем самым социальным мостиком, что позволяет ребенку если не понять сейчас (в моменте) происходящее, то в процессе последующего взросления точно осознать содеянное. Одна из сильных и трагичных сцен – где рассказывается, как сжигается древняя церковная книга.
В основу вошли рассказы «Бабушка и книги», «Бабушка и воспитание» и «Бабушка и вера» Ларисы Матросовой, «Черный ящик» и «Баба Вася, сундук и Шельма» Натальи Колмогоровой. Рассказы Любови Егоровой и Юрия Карпова, Татьяны Васильевой и Ольги Храпченковой. Заслуживают дополнительного упоминания «Две бабушки и зелье» и «Я тебя не отдам» Юлии Белтовой, а также «Бабушка моя» Елены Тепловой. Интересно, что в спектаклях Тольятти и Приволжья есть заметные пересечения: видимо, вдохновлялись режиссеры одинаковыми историями. Однако если в первом случае ситуация рассказана и показана теми, у кого «всё еще впереди», то у их сельских коллег другой ракурс – людей, которые всё уже осознали в этой жизни и любят каждый её миг, ценят каждое её проявление. Реальные бабушки тайком крестят внуков и водят в церковь, пекут блины и учат с детьми уроки. Ценят только полезные практические занятия и навыки («Идешь на речку купаться? Не ленись, да возьми ведерко и удочку, да еще рыбки налови!»). Режиссеры в обеих работах добились того удивительного эффекта, что возраст актеров вообще не имеет в спектаклях никакого значения благодаря универсальному театральному языку.
Судьба №А – 36945 – Д
Самарский театр «Город» пошел заметно дальше на пути эксперимента, работа режиссера Анны Корабель была на этапе эскиза похожа на нежную, изящную и трепетную акварель. Однако, переживая метаморфозу превращения в спектакль «Просто плыть», сюжет заметно усложнился, уйдя от линейного повествования в лихо закрученную сюжетную спираль. Команда сразу предлагает зрителям с первых же минут выйти в открытый эзотерический космос, где есть Души, что выбирают свою Судьбу.
Возникает ситуация классического университетского экзамена, вытащить билет «своей судьбы» возможно лишь однажды, у судьбы может присутствовать даже инвентарный номер, например: «А – 36945 – Д». Что лучше – жить «сыто, богато, но скоротечно» или же «очень долго и в пугающей нищете»? Не торопитесь с ответом, он не настолько прост и очевиден. Если к экзаменатору обратиться с просьбой, то перетянуть жребий персонажу дозволено. Но только единожды (шанса на исправление не будет больше никогда и ни у кого). Справедливо заметить, что «Город» – единственный профессиональный коллектив среди трех победителей фестиваля. Команда представила взыскательной фестивальной публике спектакль «Просто плыть» как попытку порассуждать на серьезные темы в системе координат «между небом и землей», где артисты смогли удержаться в светском и гуманистическом поле и не свалиться в религиозное морализаторство.
Постановка создана по рассказам Натальи Колмогоровой («Раиса», «Когда ты был Богом», «Судьба на выбор») и Ирины Лукьяновой («Кудыкина гора»), где причудливым образом сюжеты из реальной жизни оказались обрамлены изысканными метафорическими ситуациями. Одна из самых сильных сцен – где сложные и теплые отношения внучки и дедушки сыграли Татьяна Машьянова-Стенина и Борис Трейбич. Пространство заливается холодным светом, и зрителю передается ужас дыхания ситуации, где человек уходит из жизни. В скором будущем спектакль (по секретному сообщению из уст режиссера) дополнится еще двумя рассказами Ирины Лукьяновой: «Сказка для самых стареньких» и «Эту историю рассказал Н.П.».
Все истории из спектакля – личные и реальные. Жанр творческого высказывания определен авторами как документальная фантасмагория. Изюминка работы – ненавязчиво показать зрителю разные возможные срезы и исходы жизни и дать ему пищу для размышления о связи поколений, связи родных и чужих людей, связи с самим собой, а также о своем уникальном и неповторимом пути.
Несмотря на то, что все три спектакля финалистов проекта «Обычные истории» невероятно разные, их объединяет одна общая черта: они заставляют зрителя задуматься про базовые семейные ценности и понять, что не только деревья, но и люди сильны своими корнями. По признанию участников проекта, существенную помощь в доработке нескольких постановок на пути от эскиза до спектакля как опытный и требовательный наставник оказала Елена Лазарева, театральный педагог, заслуженная артистка Российской Федерации и народная артистка Самарской области.
Автор: Андрей БОЛЬШАКОВ
Источник: Свежая газета. Культура | № 17 (283) | октябрь 2024