Назад к списку

"Девочки с подиума" "Волжская заря" 1994 г.

 Меня окружала «тяжёлая артиллерия»: старшеклассники пришли культпоходом в театр. Естественно, они «стояли на ушах», и можно было ожидать, что это состоянне продлится весь спектакль. Однако театр «Город» ср сразу и бесповоротно захватил столь сложного зрителя. С того самого момента, когда на сцене появилось милое большеглазое существо в белокурых локончиках. Маленький принц. В другом эпизоде является странно схожая с ним современная старшеклассница (обе роли играет прелестная молодая актриса Елена Шикунова). Peжиссёр Виктор Тимофеев монтирует встык «Маленького принца»A. де Сент-Экзюпери и рассказ B. Распутина «Рудольфио» (его собственная инсценировка). Мы в ответе за всех, кого приручили, истина, равновеликая и там, и здесь, но есть и другие, более тонкие связи, притяжения и отталкивания. В том, как здесь играют Экзюпери, нет далёкой серебристой сказочной отстранённости - отчётливо слышен одинокий человеческий голос. А над бытовой житейской ситуацией рассказа Распутина - поэзия и боль первого чувства. 

Старшеклассники аплодировали в финале от души. Другие зрители - тоже. Было это в малом зале ДК «Звезда», который сами артисты превратили в театральный. Глянула в программку, а там сказано, что театр «Город» основан в 1985 году. Уже десять лет от роду - как время летит! Молодой коллектив, дитя перестройки, сегодня у нас в гостях. Беседую с его руководителем, преподавателем института искусств и культуры Виктором Алексеевичем Тимофеевым

- Виктор Алексеевич, почему Вы назвали Ваш новый спектакль «Рудольфио» именно так - несовременная история? 

- Потому что в нём нет эротики, грубостей, мата-перемата, назойливого политизирования - вообще нет исторического фона. 

- Вполне можно и в нашей жизни предположить такую ситуацию: девушка-старшеклассинца влюбилась в 28-летнего женатого человека. Чего не бывает! Вообще, как меняются театральные времена. Когда-то я смотрела «Рудольфио» в Ленинградском ТЮЗе. Там эта девочка со странным именем Ио, героиня, была подчеркнуто инфантильной, очень маленькой, герой Рудольф - очень взрослым человеком, взирающим на неё снисходительно и покровительственно. Уж какие там флюиды… В вашем спектакле Рудольф увлечён не на шутку.

- Ещё бы! У неё такая энергетика , такое обаяние. 

- И в этом нет неправды. Но мне хочется сказать о другом. Приведу один житейский эпизод. В мой кабинет входит девушка, пробующая перо. Кстати, без предварительной договоренности о встрече. Не здороваясь, не обращая внимания на то, что здесь идёт разговор, деловое общение, садится без приглашения и кладёт на стол написанное, словно тем самым осчастливливая. Поскольку она была занята одной собой, то, естественно, не заметила, как присутствующие «отрецензировали» взглядами её поведение. Вы знаете, я пощадила её самолюбие и сделала ей замечание потом, позже, наедине. Однако одна словесная инъекция культуру не привьёт, здесь не обольщаюсь. 

Ваша Ио - она ведь тоже предельно эгоцентрична. Звонит в чужую квартиру ночью, попросту преследует героя. Ничего милого, невинного и девчоночьего. Просто маленький «танк». 

- Да, она весьма категорична. Ставит «диагноз», говорит Рудольфу, что он не любит свою жену. Требует, чтобы тот развёлся. 

- Агрессивна и прелестна, нравственным чувством не обеспокоена. 

- Не обеспокоена. И когда я начинаю выходить за пределы книги и спектакля, фантазировать, что было бы с этой героиней в реальной жизни в реальной ситуации (а в конце концов её натиск получает отпор героя), то, увы, могу прогнозировать самое дурное: алкоголизм, наркотики т. д., и т. п. Что-то должно держать человека на плаву, даже в его одиночестве. Қакое-то духовное начало. 

- Вам пришло в голову«скрестить» столь разные произведения? 

- Я люблю контрасты, несхожие пласты, люблю, когда смысл высказывается не впрямую - через детали, музыку, интонации. 

- И Ваши вузовские спектакли, и те, что поставлены в театре «Город», всега ярко театральны, тяготеют к зрелищности, стараются не дать соскучиться. Недавно в большом зале «Звезды» смотрела у вас премьеру мольеровского «Жоржа Дандена». Приятно поразило, как выросли актёры. Во-первых, они хорошо говорят, их было отчётливо слышно в огромном зале. Вы любите разные пласты, и там были грубый площадной фарс, заставки-интермедии, танцы, стилизованные под балет мольеровской поры. Всё с ощущением жанра. Как Вы растите актёров? Откуда они берутся?

- Во премена Станиславского и Вахтангова театральных вузов не было, растили артистов «по ходу» Вот и мы - «по ходу». Кто пришёл из института искусств и культуры, есть бывшие студенты, кто из других вузов (все прошли конкурс), заканчивали учебный курс при театре. И всё время, постоянно, занятия. По сценической речи, гриму, актёрскому мастерству, вокал, танцы. Уже привыкли перед спектаклем разогревать свой речевой аппарат, держать себя форме. Складывается стиль игры. Он исключает закатывание глаз и заламывание рук, форсированные страсти. Тонкость нюансов, переходы, психологические паузы - вот что заботит меня. А главное - достоверность проживания. Здесь идеал - Чурикова. Но Чурикова одна. Из театра, увы, повсеместно уходит достоверность. Актёры замордованы в беготне за чем-то, им трудно потом попытаться собраться для творчества. 

- Как Вы жили эти десять лет? 

- Трудно, очень трудно, Переменили много мест жительства: Дом учителя, техникумы, школы, клубы и ДК… Теперь вот «Звезда». 

- На «Жорже Дандене» меня удивил аншлаг в большом зале «Звезды». Выходит, есть уже у вас свой зритель, завоевали. 

- Всё это могло бы произойти раньше, но у нас нет денег на рекламу. Как, впрочем, на многое другое. Иной раз находим слонсора на постановку, но это не спасает. Боюсь что-либо прогнозировать. Хотелось бы жить дольше, но как реально это сделать?Хотя… Есть обширный репертуар, в том числе и детские спектакли, мы к ним относимся очень серьёзно. Играем в городе и области, ездили в Ульяновскую область. Были и есть постановки, которые я считаю нашим достижением. «Квартира Коломбины», «Целый вечер как проклятые».«Папа, папа, бедный папа…» 

- У вас ещё был просто замечательный спектакль по пьесам Вампилова «Случай с метранпажем» и «Десять минут с ангелом», смотрела его, ещё когда вы играли в особнячке на Стара-Загоре. 

- Да, у нас серьёзный репертуар серьёзного молодёжного театра. Замечены городом. Но диалог с властями как-то не сложился, живём без помощи.


Театр ведёт диалог со зрителем без назидательности. Вот выходят в спектакле «Рудольфио» на подиум девушки - юные, красивые, смелые (их играют старшеклассницы школ № 11 и 139). Демонстрируют они не экстравагантные туалеты, а самих себя, таких раскованных и наступательно-победительных. Это сверстницы Ио, геронни, множественное её отражение. В нём чудится и привкус агрессивности тоже. Вот они идут, длинноногие, уверенные, пышноволосые. В подведенных очах - ни тени сомнения или тревоги. Куда вы, девочки?… 


Анна СОХРИНА.