«Круглый стол» в Доме журналиста и литератора (Самара)
сть гипотеза, что после пандемии соскучившийся по живому сценическому действию зритель устремился в театры и в некотором смысле сегодня мы наблюдаем театральный бум. Так ли это? Чего сегодня ищет в театре зритель – развлечения, интеллектуального труда, эстетического переживания или нравоучения? Эти и друге вопросы обсудили участники круглого стола «Театр многоликий: чего сегодня ищет в нем зритель?», прошедшего в Доме журналиста в преддверии Всемирного дня театра.
Разговор начала главный редактор издания «Свежая газета. Культура» Ирина Лукьянова. «Сегодня мы попытаемся найти ответы на вопросы, чем живет театр, чего ждет от него зритель, что театр предлагает своему зрителю. Мне кажется, что после пандемии произошел какой-то всплеск интереса к культурной жизни, и театральной особенно. Так ли это?» – задала она вопрос присутствовавшим на круглом столе экспертам.
Очередной бум
Директор Самарского академического театра драмы Сергей Филиппов отметил, что пандемия действительно внесла серьезные коррективы в театральную жизнь, но заставила взглянуть на нее с другой стороны. «Нас ругали, когда мы были вынуждены выполнять все ковидные правила: заставлять людей надевать маски, не пускать зрителей старшего поколения и т. д. Но мы поняли, что без живого контакта со зрителями нам не выжить, что несмотря ни на какие преграды зритель все равно хочет попасть на наши спектакли, – рассказал он. – За время пандемии зрительская аудитория серьезно обновилась. Старшее поколение 70+ в том объеме, который был до ковида, к нам не вернулось – в силу разных причин. Зато стало больше молодых людей: и 20+, и 30+, и 40+. И они сегодня составляют, наверное, основную часть нашей аудитории. Начиная с прошедшей осени, начался очень резкий всплеск интереса к театру. На федеральном уровне у всех такая же история – очередной бум. То ли за два года люди так духовно изголодались, что бросились в театр. То ли общая обстановка в стране и в мире склоняет к тому, что необходимо найти место для отдыха или, наоборот, работы души, но другой работы. По финансовым показателям и по посещаемости сегодня и драмтеатр, и оперный театр сильно опережают те показатели, что были в 2019 году – до пандемии». По словам Сергея Филиппова, серьезную роль в этом процессе сыграла «Пушкинская карта», которая привлекла в театр самого молодого зрителя. «У нас есть спектакли, например «Алые паруса» или «Завтра была война», на которые 75-80 % зрителей приходят по «Пушкинской карте», – отметил он.
Ходили до, во время и после пандемии
Театральный критик, член экспертного совета премии «Золотая Маска» Ксения Аитова назвала ещё один фактор, повлиявший на всплеск интереса к театру. «Гораздо сложнее стало выехать из России, из-за чего ценность развлечений и впечатлений внутри страны возросла, – считает она. – Мне кажется, есть интерес к какому-то разговору, к единению, особенно в последний год, может быть, к поиску смысла, чтобы обсудить происходящее среди единомышленников».
Режиссер, художественный руководитель театра-студии «Грань» Денис Бокурадзе отметил, что у них в театре зрители были до пандемии, во время пандемии и после пандемии. «Билеты раскупаются очень быстро, и обладатели «Пушкинской карты» просто не успевают купить их. Что же касается вопроса «Чего хочет зритель?», то всё, что я ставлю, он и смотрит с удовольствием, – рассказал он. – Если ставим что-то комедийное – большой спрос, сейчас идет «Мария Стюарт» или вышли «Три сестры» – такой же спрос. Мне кажется, что в нашем случае зритель ходит за смыслами и за пространством, за атмосферой, которая есть. Я честно отношусь к тому, что делаю, наверное, поэтому и зрители так же честно приходят, смотрят, благодарят и не капризничают».
Помощник художественного руководителя по связям с общественностью театра-студии «Грань» Татьяна Богомолова отметила, что во время пандемии театр выпустил спектакль «Дракон» по пьесе Евгения Шварца. «И многие зрители рвались не на какой-то развлекательный спектакль, а именно на «Дракона». Во время пандемии все насмотрелись кино, и стало понятно, что люди соскучились и по энергетике, и по живому общению. Наверное, они пошли в театр в поисках смыслов, чтобы для себя найти ответ, что происходит в этом мире, ответ, который они не находят в телевизоре. На серьезные спектакли зрители идут лучше, чем на развлекательные», – рассказала она.
Испытать восторг и понять себя
Заведующий режиссерским управлением Самарского академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича Роман Ерицев подчеркнул, что САТОБ – единственный музыкальный театр в нашей области. Он уверен: «Зритель должен ждать от нас всё, и мы предоставляем ему всё. Если взять наш обширный репертуар, то, думаю, зритель найдет для себя именно то, что ему сейчас необходимо».
Актёр и художественный руководитель театра «Город» Борис Трейбич прочитал несколько отзывов от зрителей, с которыми он списался накануне круглого стола. Например, одна женщина написала: «Я жду эмоций, не обязательно положительных. Мне нравится театр за возможность за два-три часа как бы пожить чужой жизнью. Ещё очень нравится испытать восторг: если это опера или балет, то от восхитительного голоса или необыкновенных па, от которых дух захватывает. Если драматический спектакль, то восторг от игры актера, когда он сможет вызвать у тебя смех или слезы. Или от сценографии, когда из мелочей можно создать что-то большое, целую картину. Еще хочется, чтобы меня по-доброму обвели вокруг пальца, чтобы я в самом конце догадалась, какая же развязка. Главное, чтобы не было скучно. Не скучно – это когда ты не чувствуешь, какое неудобное сиденье и как душно в зале. Если об этом думаешь во время спектакля, то он для меня неинтересен». Мужчина, тоже постоянный зритель, написал: «Я от театра жду ответа на то, что меня волнует в жизни, что беспокоит, ну и развлечения, наверное, тоже. Жду тем, которые меня волнуют, и спектаклей, которые мне помогут лучше понять мою и нашу странную жизнь. Театр помогает мне понять себя и мой мир. И еще это жуткая потребность, а не развлечение». «Зритель хочет испытать эмоции – сложные и простые, эмоции, которые ведут к размышлению», – написала еще одна женщина. Борис Трейбич уверен: люди старшего возраста, уже знающие, что такое жизнь, хотят чего-то более простого, чтобы как-то переключиться. «Люди среднего возраста, находящиеся в процессе изучения жизни, хотят более сложных эмоций, хотят понимания того, как устроена жизнь, и берут ответы на свои вопросы у спектаклей», – считает он. Худрук «Города» также положительно оценил роль «Пушкинской карты» в выросшем интересе подростков к театру. «Она как бы меняет репертуар в сторону подростков, чего раньше не было, и тем самым закладывает основу того, что это поколение потом, повзрослев, когда нужно будет самим платить за билеты, все равно придет в театр», – сказал он.
Режиссер, художественный руководитель театра «СамАрт» Денис Хуснияров отметил, что ему пока сложно рассуждать на тему круглого стола, потому что он всего неделю находится в Самаре и сейчас знакомится и с труппой, и с репертуаром, но выразил свое критическое отношение к «Пушкинской карте» и объяснил причину. «Простой зритель не может попасть в наш театр, потому что обладатели «Пушкинской карты» и распространители очень быстро разбирают все билеты. И зритель негодует: «Ребята, а где билеты?» С этим нужно как-то заниматься, дозировать, может быть», – сообщил он.
Свой зритель
Ещё один важный вопрос, связанный с посещаемостью и стремлением зрителей попасть в определенный театр, касается размеров площадок, на которых идут спектакли. Например, театр «Грань» обречен на стопроцентную, даже стодесятипроцентную заполняемость из-за своего камерного зала. А как обстоят дела у театра драмы или театра оперы и балета?
На этот вопрос ответил директор Самарского академического театра драмы Сергей Филиппов. «Я не могу сказать, что массовый зритель очень хочет высокоинтеллектуальных произведений. Зритель хочет сюжетного, интересного, нескучного и красиво упакованного зрелища, – отметил он. – В оперном театре своя история: на балет ходят больше, на оперу – немножко меньше. Какой самый посещаемый спектакль оперного театра? Правильно, «Лебединое озеро», а зимой – «Щелкунчик». Какие бы красивые и прекрасные балеты мы ни делали – «Бахчисарайский фонтан» или «Дон Кихот», зритель ходит, но «Лебединое озеро» не переплюнуть никому. А в театре драмы самый посещаемый спектакль Ladies` Night. Двадцать лет с одними аншлагами! При этом есть спектакли театра драмы, не старые спектакли, например «Корсиканка», а зрителей с каждым разом всё меньше и меньше. Пользуются популярностью спектакли, которые, если так можно сказать, не грузят по ходу действия. И конец не обязательно должен быть радостным, но тебе не надо много думать над тем, что происходит, следить, не отвлекаясь, за диалогами. Не у всех хватает желания следить. Хотя нам грех жаловаться: у нас с ноября прошлого года средняя заполняемость зала ниже 90 % не падает. Для большого драматического театра это очень хорошая история».
Ксения Аитова напомнила собравшимся еще об одном важном факторе, который влияет на заполняемость театров, в том числе обладающих большими площадками, как театр драмы или оперный театр. «Обычно театры называют это «своим зрителем», – отметила она. – Конечно, мы не можем списать со счетов ни вкусы массового зрителя, ни непростую задачу заполнить большой зал. Рисковать в камерном пространстве всегда проще. На «Золотой Маске» список спектаклей-номинантов в малой форме порой в разы превышает тот же список в большой. Но все-таки не менее важный вопрос – на какую публику ориентируется театр? Кого он «прикармливает»? Мы же знаем, что если долго «кормить» зрителя спектаклями «на кассу», а потом вдруг поставить что-нибудь суперинтеллектуальное – может случиться провал. И даже почти наверняка случится. И совсем не потому, что премьера будет неудачной. Просто тот зритель, к которому спектакль обращается, давно забыл в этот театр дорогу и выбрал для себя другие места. Менять отношения с публикой, взращивать потребность в сложном разговоре – можно, но ничего не бывает сразу и быстро».
Автор: Олег Кондратьев // «Свежая газета. Культура». № 5, март 2023
В заседании «круглого стола» приняли участие студенты Самарского национального исследовательского университета им. С.П. Королева.