Назад к списку

Дмитрий Крестьянкин: «Готов простить любую форму, если есть содержание». "Самарская газета" 7 марта 2024 г.

 Режиссер из Санкт-Петербурга встретился со зрителями


В конце марта в Самарском академическом театре драмы имени Горького состоится премьера спектакля «На дне. doc» (18+). Режиссер Дмитрий Крестьянкин говорит, что его постановка - попытка понять культурный код нашего города.

В январе 2024 года он общался с жителями Самары в разных барах, в том числе и легендарном «На дне», в честь которого спектакль и получил свое название. Из этих разговоров сложилась пьеса. 

Крестьянкин - режиссер нового поколения из Санкт-Петербурга. Работает в инклюзивных проектах с людьми с особенностями развития. Преподает воспитанникам детских домов и приютов по программе «Театральный дом». Большинство его проектов можно называть социальными, а актеры-профессионалы появляются в них на равных с любителями или детьми. 

Он известен самарскому зрителю по спектаклю «Наш класс» (16+), который вошел в репертуар театра «Город» (проспект Ленина, 14А) в 2017 году. Драма по мотивам пьесы Тадеуша Слободзянека - рассказ о трагических взаимоотношениях бывших одноклассников - поляков и евреев, в котором жизни простых людей переплетаются с историей XX века. Именно на площадке «Города» прошла творческая встреча с Крестьянкиным. 

Понятно ли то, что я хочу сказать? 

- Мне нравится искусство прямого действия. Не то, которое влияет эстетически, а меняющее зрителя здесь и сейчас. Социальное искусство именно такое. Оно отвечает моему запросу сделать мир лучше. Когда я работаю с воспитанниками детских домов, понимаю, зачем это нужно именно в данный момент. Мне нравятся спектакли, где есть общение с залом. 

Инклюзивное искусство хорошо тем, что разница между людьми в таком случае очень видна. Главный вопрос, который мы задаем: могу ли я что-то рассказать тебе? Сейчас говорю, многие кивают. Но понятно ли то, что я хочу сказать? Или каждый слышит что-то свое? И это в целом про театр. Режиссер поставил, зрители пришли и решили: «Какая-то ересь». Он ночи не спал, душу вложил, а никто ничего не понял.Например, мы пришли в зоопарк, и я говорю своему другу: «Смотри какой слон!» Зачем? Слона и так видно. Просто я хочу, чтобы он увидел его моими глазами, испытал мои чувства.Это очень понятно на примере зрячего и незрячего. Есть картины Рембрандта, Ван Гога и Врубеля. На всех трех полотнах нарисован человек. Как объясните незрячему, что там изображено? Вы видите отличия: другие техника, цвета. А как это выразить? И сразу думаешь: как поделиться теми ощущениями, которые испытываю я? Это то, над чем бьется каждый режиссер.Важно задавать себе подобные вопросы: «А понимаю ли я вообще своего ближнего? Человека, с которым живу». И об этом проще говорить на примере людей, которые сильно отличаются друг от друга. Как объяснить незрячему человеку, что такое горизонт? Кто-то предложил классный вариант. Сказал: «Горизонт - когда ты вытягиваешь руки вперед и пытаешься дойти до кончиков своих пальцев». Когда начинаешь думать в этом направлении, потом проще договориться с ближним. 

Зафиксировать сегодняшнюю болевую точку 

Если работаю с новыми для меня людьми, то стараюсь, чтобы на постановку было отведено не менее полугода. У каждого из нас есть зажимы, и у артистов профессиональных театров их порой больше, чем у участников инклюзивных проектов. Но при этом процесс нельзя растягивать на годы, поскольку для меня важно зафиксировать какую-то сегодняшнюю болевую точку.Выбирая пьесу, я ставлю перед собой задачу поговорить про проблемы, которые нас волнуют. И чтобы мы вышли после спектакля с ощущением света. Для меня это важно. Когда я читал пьесу «Наш класс» (мой дипломный спектакль в театре «Город», самый долгоживущий из всех), плакал. Для меня важно было поговорить о том, почему человек перестает быть человеком. 

Важно делать спектакли в любви 

Мы, люди, очень любим формулы. И все время ищем - где бы взять линейку, померить театр, чтобы понять, какой из них хороший, а какой плохой. А все очень просто - попало в тебя или нет. И это зависит от многих факторов. Я могу прийти на гениальный спектакль, но сегодня у меня был плохой день. И попадание не случится. 

Ставить произведения классической литературы соответственно эпохе или на современный лад - это только обертка. Если есть начинка, то неважно, исторические у тебя костюмы или в Шекспире танцуют брейкданс. Важно, зацепил ли ты сущностные вещи. Недостаточно включить современную музыку, чтобы сделать спектакль современным. И мало одеться в канонический костюм, чтобы дотянуться до классики. Это школьная иллюзия. Готов простить любую форму, если есть содержание. 

Для меня важно делать спектакли в любви. Никогда не буду мучить актера, если чувствую, что ему это не близко. Не буду орать. Когда ты играешь в прятки с друзьями во дворе, там нельзя победить, кайф в самой игре. И для меня постановка спектакля - то же самое. Я лучше сделаю плохой спектакль, в котором не будет ни мизансцен, ничего, но это будет приятный путь. И мы будем говорить про что-то по-настоящему важное для нас. Однако всегда получается так: если люди делают что-то в любви, других это потом тоже трогает.


Автор: Маргарита Петрова 

Самарская газета• №42 (7643) • ЧЕТВЕРГ 7 МАРТА 2024