Назад к списку

Из Самары с любовью. "Петербургский театральный журнал" июль 2020 г.

НЕЗАВИСИМОСТЬ — ЭТО АЛЬТЕРНАТИВА

ГИД ПО НЕЗАВИСИМЫМ ТЕАТРАМ ГОРОДА

Так сложилось, что Самара — глубоко мифологизированный город. Местное сообщество с удовольствием складывает легенды о «средневолжской идентичности» и «городе-курорте», тиражирует определения, уже ставшие клише: «Самара космическая», «Самара — запасная столица» и «Самара купеческая». Со второй половины XX века культивировался миф о «Самаре театральной». Это происходило во многом благодаря процветанию Куйбышевского академического театра драмы им. Горького, которым тогда руководил Петр Монастырский. Затем в 1990-е годы эстафету подхватил и «держал палочку» в «нулевые» Самарский ТЮЗ «СамАрт». В 2010-е на театральной карте страны стал заметен театр-студия «Грань».

Как и в других регионах, в Самаре в перестроечные годы открывались и закрывались независимые театры. С переменным успехом они ставили спектакли, искали свою аудиторию. Как правило, вершиной развития считался переход под крыло муниципалитета и, соответственно, получение бюджетных дотаций. Сегодня ситуация изменилась, и некоторые площадки принципиально выбирают путь «частного театра»: без государственных денег, но и без бюрократических сложностей. Они работают независимо от кризисов, оптимизации бюджета и даже в условиях самоизоляции. Вероятно, в этом заключается их неоспоримое творческое преимущество — свобода творить и находить своего зрителя.

«ГОРОД»

Первый самарский частный театр, который появился в 1985 году и прошел путь от театральной студии при Доме учителя до профессионального частного театра «Город». Сейчас им руководит Константин Грачков — ученик основателя театра, доцента кафедры режиссуры Самарского института культуры Виктора Тимофеева.

«Город» во многом — открытая площадка, ориентированная не только на взрослого зрителя, но и на совсем юного, этакий «независимый ТЮЗ», так что репертуар довольно четко делится на аудиторию 6+ и 18+. Утром вы можете увидеть спектакли по Остеру или Маршаку (при этом перед показами актеры-аниматоры наносят детям аквагрим), а вечером — по Слободзянеку, Вырыпаеву или Ремарку.

При всей неоднородности репертуар примерно наполовину состоит из современных названий. К примеру, весной прошлого года театр выпустил детский спектакль по пьесе Анны Богачевой и Елены Новиковой «Дуня, клоун и щенок». Это история об одинокой женщине-дикторе и таком же одиноком клоуне, которые однажды случайно встречаются благодаря бродячей собаке. «Щенок» в постановке Грачкова — первая попытка «Города» поговорить с детьми на языке теневого театра. Перед зрителями возникает как бы «теневой театр наоборот». Здесь нет намерения спрятать актеров — герои Татьяны Стениной (Дуня) и Евгения Колотилина (клоун Миша) «рисуют» декорации, двигая картонные трафареты перед лампой на фоне тканевого экрана. При этом они находятся перед зрителями, а не прячутся за ширмой, как в классическом варианте теневого театра.


В ноябре 2019 года репертуар пополнился пьесой Александра Железцова «На ладони», представленной во внеконкурсной программе «Любимовки» прошлого года, — в рамках IV «Левановки» Грачков готовил эскиз по этой монодраме. На сцене — минималистичная сорокаминутная зарисовка из жизни сотрудника полиции, занимающегося политическими арестами. Оперуполномоченный в возрасте сильно за сорок (Борис Трейбич) проводит рабочее время в полупустом кабинете с тусклым освещением, навевающим то ли бесконечную тоску, то ли тошноту. Большую часть дня он занят телефонными разговорами. Из них мы узнаем о едва ли не единственном светлом эпизоде в его жизни — случайной встрече с девушкой Лидой в Крыму много лет назад. Эту же девушку в условном настоящем времени коллеги полицейского планируют привлечь к ответственности за участие в митинге. Герой Бориса Трейбича существует как бы одновременно в двух мирах: в одном он живет жизнью «обычного» человека, у которого есть воспоминания и привязанности, в другом — исключительно как «сотрудник правоохранительных органов». Из подобного расщепленного мира выйти можно, только сделав выбор между этими двумя состояниями — для героя Железцова это уход в глубины собственной памяти: «отодвигает в сторону папки, подпирает щеку рукой, да так и замирает — улыбаясь чему-то далекому и невидимому».

Автор: Екатерина Аверьянова

Источник: https://ptj.spb.ru/archive/101/independence-is-alternative/iz-samary-s-lyubovyu/