Назад к списку

Каждому возрасту — свой театр. "Свежая газета. Культура" 8 февраля 2019 г.

Так сложилось, что за последние тридцать лет число театров в России многократно увеличилось, следуя всеобщему закону равновесия: где-то убыло, где-то прибыло. Всё началось в начале 90-х годов, когда из монолитного массива государственных театров страны стали выделяться небольшие, но гордые независимые коллективы всех видов и мастей. Скажем, сегодня в Самаре — около десяти театров, работающих без поддержки бюджета. У них свои зрители, они с переменным успехом решают финансовые проблемы и, несмотря ни на что, регулярно выпускают премьеры. 


В конференц-зале главного областного хранилища памяти — универсальной научной библиотеки — живёт один из таких театров: «Город», ведущий свою историю всё с тех же 90-х. Сегодня «Городом» руководит Константин Грачков, и в феврале театр выпустил первую в этом сезоне премьеру: «Щенок» по пьесе «Дуня, клоун и щенок» Анны Богачёвой и Елены Новиковой. Хотя театр не позиционирует себя как «детский», половину репертуара составляют спектакли для юных зрителей.

Детский театр — особая область, требующая зачастую большего внимания, чем «взрослые» спектакли. Судить о нём всегда непросто: грань между эстетикой аниматоров и чем-то живым на сцене порой совершенно размыта. Вроде бы вот он — театр детской радости, но отчего-то всё равно возникает вопрос: какими всё-таки должны быть детские спектакли? За время существования театров для детей то и дело формулируют, каким этот театр должен быть: воспитывающим, развлекающим, усыпляющим. Такая ситуация неопределения подводит к простой мысли: пусть необходимость детских спектаклей подвергается сомнению, но ведь должны существовать постановки, которые могут смотреть дети?

Спектакль «Щенок» — не только первая премьера «Города» в Год театра, но и первая работа для совсем ещё юных зрителей Константина Грачкова. Пьеса Богачёвой и Новиковой написана для кукольного театра и пока не очень популярна, так что постановка в «Городе» — едва ли не первая в России.«Дуня, клоун и щенок» — простая и добрая история о любви. Одинокая Дуня с очень красивым голосом работала в Парке культуры имени отдыха диктором объявлений. Однажды Дуня нашла щенка и привела его в свою квартирку, которая была не намного больше дикторской будки. Затем щенок теряется и отправляется на поиски хозяйки, но находит вместо неё такого же одинокого клоуна Мишу, у которого и остаётся жить. Удивительный поворот судьбы случается, когда Миша и щенок оказываются в Парке культуры и слышат голос Дуни. Щенок следует за голосом и находит знакомую будку. Так Миша находит Дуню, и два человека перестают быть одинокими.

Режиссёр выбрал в соавторы сценографа Наталью Гавриш и художника по костюмам Татьяну Хореву, создавая с ними контрастный мир ярких цветов и теней, переходов от юмора и лиричности к трагизму человеческого одиночества (и обратно).

Звуковой опорой в спектакле стала живая музыка группы «Дайте Грэмми», с которой театр часто и плодотворно работает.

Перед зрителями возникает театр теней наоборот. Никакой попытки спрятать актёров — герои создают локации своего существования, находясь перед зрителем и проецируя получившиеся тени на тканевый экран. На сцене двое — Дуня (Татьяна Стенина) и клоун Миша (Евгений Колотилин) — сообща выстраивают целый мир из света и тени, позволяя видеть жизнь своих героев по другую сторону, недоступную чужому взгляду. А там движутся безмолвные фигуры — Дуни и щенка, проживающих, возможно, самые тёплые моменты жизни в тесной квартире Дуни. Тени здесь — лишь один из приёмов, которые использует режиссёр, но они захватывают всё внимание детей (да и взрослых тоже). Теневой театр поддерживает общую атмосферу, пропитанную предчувствием чего-то очень хорошего, — и пусть не сразу, но это хорошее обязательно наступит!

Дать юным зрителям возможность познакомиться с неизвестным видом театра — задача благородная. Но спектакль хорош не только как экспресс-пособие по теневому театру, он играет с ними в забавную и захватывающую игру. Веселье начинается сразу при входе в зал, когда взрослым и юным зрителям предлагают нанести аквагрим — так перед входом в зрительный зал дети могут трансформироваться в любых созданий.

Со временем от зрителей непременно возникают круги по воде: когда они, насмотревшиеся спектаклей, став родителями, ведут в театр своих детей, а потом и внуков. Юные зрители, вступившие в диалог с театром, со временем становятся думающими зрителями, с которыми интересно вести диалог. Это тот самый зритель, с которым в зале осуществляется качественный обмен мыслями, энергией, чувствами, с которыми можно говорить на одном языке.


Автор: Екатерина Аверьянова."Свежая газета. Культура" № 4 (февраль 2019)