Назад к списку

Кому он нужен, этот "Город"? "Обозрение" 23 марта 1998 г.

Театр, созданный молодыми и для молодых, не может найти поддержки.

Цена искусства


"Город" - так называется театр. И это название содержит много смыслов. И тот, что город - средоточие всех противоречий и проблем. И что он всегда был и остается центром культуры. И наконец, что город людей объединяет или, во всяком случае, должен объединять.


ГДЕ ЭТА УЛИЦА, ГДЕ ЭТОТ ДОМ?

А на доме - фонарь. А на фонаре - надпись: "Театр "Город". Такой улицы в Самаре нет. Заведомо все предприятия культуры с началом реформ оказались в неравном с другими положении. Если коллектив магазина или парикмахерской мог приватизировать помещение, в котором он работал, то театр этого сделать не мог. И хотя есть решение на самом высоком уровне, что клубы и дома культуры не должны превращаться, к примеру, в магазины, реально почти все они уже давно стали по большей части мебельными салонами. За 13 лет своего существования, а театр "Город" родился в 1985 году, он успел сменить девять площадок. Девять раз находил и опять терял своего зрителя. Ведь зритель привыкает к месту. Все началось со студии при Доме учителя. Преподаватель кафедры режиссуры института культуры (тогда ещё не академии) Виктор Тимофеев созвал туда всех молодых людей, кому был интересен театр. Идея была простая - создать театр для молодёжи, с молодёжным репертуаром, где юноши и девушки играли бы самих себя. Пришли тогда к Тимофееву 80 человек. И котя был отбор, оставили почти всех - там будет видно. Занятия по актёрскому мастерству, режиссуре, сценической речи и движению проходили, как в настоящей театральной школе. Через три года, решил мэтр, с этими ребятами можно будет сделать настоящий театр. Но никакой театр в планы Дома учителя не входил. И студийцев просто выдворили. Тогда-то и начались их скитакия. В разное время крышу над головой Виктору Тимофееву с учениками давали строительный и энергетический техникумы, фонд молодежных инициатив "Атлантида", Пушкинский дом, ДК "Звезда". Театр за время странствий всё-таки родился, обрёл юридическую самостоятельность, стал налогоплательщиком и пытается выживать. 

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ 

В известном видеоролике о современной Самаре в числе культурных достопримечательностей среди других театров назван и "Город". И это, кажется, единственный знак внимания, которого он удостоился от родного города. Положение "чужака", когда ты, оказывается, никому не нужен, острее всего переживается сегодня в театре. Ведь, как и 13 лет назад, "Город" по-прежнему работает исключительно для молодых зрителей. В репертуаре нынешнего сезона у него, например, три сказки, но самое главное - этим театр особенно гордится - три спектакля для тех, кому от 14 до 25 лет и кто в нашем городе обделен вниманием других театров. Именно на эту категорию зрителей всегда стремился работать "Город". Причём говорить со своим зрителем пытался о самых острых проблемах. И говорить жёстко, без сантиментов, языком современной постмодернистской драмы. Прежде в репертуаре его были и Петрушевская, и не менее известный читающейпублике Слаповский. А в нынешнем сезоне это такие пьесы, как "Ручная сорока" Натальи Демчик, "Рудольфио" по рассказам Распутина, "Жертвы долга" Ионеско. В репертуарном плане театра - "Стрелец" Ольги Михайловой, где речь идёт о праве одного человека на жизнь другого, "Правописание по Гроту" Михаила Угарова - о сексуальном воспитании. Все это темы в определенном смысле провокационные. Но театр любит провокации. Он стремится заставить своего зрителя реагировать на то, что происходит на сцене. Но именно поэтому "Город" как никто другой нуждается в поддержке школы, отделов образования, просто учителей. Не раз он предлагал задействовать свои спектакли в обсуждении в школе таких острых проблем, как наркомания, подростковая и детская преступность, но бесполезно. В городском и областном отделах образования театр не слышат. 

ПУСТИТЕ ТЕАТР В ШКОЛУ 

Есть в "Городе" и ещё один "школьный" проект - создать серию спектаклей по произведениям программы по литературе и привести театр на урок. Уже начались репетиции "Басен Крылова", а обдумываются "Горе от ума" Грибоедова, спектакли по сатире Фонвизина, по Серебряному веку. Казалось бы, интересная идея - оживить уроки литературы. Но и она не находит поддержки в органах управления образованием. Причём "Город" нуждается в большей степени в моральной поддержке. В поддержке своих идей, которые, как вполне справедливо считают в театре, имеют общественное значение. Но даже и в этом театру отказано.Что до материальной помощи, то и она театру, безусловно, нужна. Сегодня в "Городе" семь актёров, которые получают зарплату 200-300 тысяч. Постановочных денег очень мало. Почти все, что зарабатывается на выездных спектаклях и на спектаклях в Центре внешкольной работы Октябрьского района "Поиск", где сейчас приютили "Город", идёт на зарплату. Для того чтобы выпустить новый спектакль, нужно 2-3 миллиона (старыми), которые театр, безусловно, отработал бы бесплатными спектаклями. Но и эту мизерную сумму раздобыть нелегко. Справедливости ради надо сказать, что спонсоры у театра время от времени появляются. Так, спектакль "Жертвы долга" по Ионеско помогло выпустить ЗАО "Волгопромгаз", возглавляемое господином Аветисяном. Но это лишь разовая поддержка.


На фото спектакль "Похождения Петрушки" - инсценировка В. Тимофеева по русским сказкам.