9 и 10 марта в самарском театре «Город» состоялась премьера спектакля«Король Лир». Который смог соединить в себе несколько интересных актёрских работ и предельную, даже подчеркнутую скромность декораций.
Режиссёр любительского театра, стоя на сцене, задаёт своим актёрам интересный вопрос: «Не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма, понимаете ли, м-м, нашего Шекспира?» Ему труппа с энтузиазмоми хором отвечает: «И замахнёмся!» Помните, где, кем и когда был сыгран этот чёрно-белый эпизод в кино? Вот и мы его вспомнили, когда увидели в афише самарского театра «Город» премьеру «Короля Лира».
Первые впечатления
Спектакль получился довольно продолжительным, около 3,5 часа с одним антрактом. На протяжении нескольких недель перед премьерой было сопровождение любопытной маркетинговой кампанией в социальных сетях, где образ каждого из актёров был решен в чёрно-белом цвете, а их лица украшали загадочные элементы линий из геометрических фигур. Интересный факт, что театру уже 39 лет, но «замахнуться на Шекспира» его труппа решилась впервые. Сразу же после премьерного показа в Сети появились различные отзывы, которые одновременно отмечали и достоинства, и недостатки творческого высказывания.
Совершенно естественно, что состав актёрской труппы «Города» во время репетиционного цикла столкнулся с серьезными профессиональными вызовами. В спектакле задействована большая часть труппы, некоторые артисты предстали в новой постановке в совершенно непривычных для публики амплуа. Борис Трейбич воплотил на сцене образ Короля Лира. Его персонаж стал камертоном, опорой и точкой отсчета для зрителей. Его Лир получился экзальтированным, со множественными перепадами в текущем настроении. То мы видим бурного и динамичного, вздорного и истеричного монарха. То другую его крайность – трогательного и добросердечного, даже местами тихого «маленького» человека. Он словно устал жить в вечной борьбе, периодически соглашаясь с ближайшим окружением. Потом у персонажа происходит очередная неожиданная вспышка осознания себя, и из него изливается, словно лава из вулкана, обильная гневная риторика. Его невозможно забыть, его сложно не простить, к концу постановки приходит понимание, что каждый из нас может жестоко ошибаться. Ему начинаешь сопереживать и верить.
Обращает на себя внимание блестящий дуэт старшей и средней дочерей монарха (Гонерилья – Татьяна Стенина и Регана – АннаКорабель). Первая предельно жестка и умна, жалит как оса и остра, словно клинок меча. Лучше никому не стоять на её пути к обладанию абсолютной властью. Про второй персонаж народная мудрость справедливо уже вынесла вердикт, что «мягко стелет, да жестко спать». Союз сестер получился крепким и убедительным, мощным и интересным.
Настоящей находкой и удачей спектакля стала роль графа Глостера, жизнь которого была оригинально и ярко воплощена Артемом Рыбиным. Напомним, что этот персонаж появляется во многих важных сценах легендарной трагедии. Он смог стать тем нужным катализатором, что вносил необходимую динамику в сюжет, который в некоторых эпизодах периодически попадал в «воздушные ямы», словно мы находились не в уютном зрительном зале, а в самолете, что резко входил в зону турбулентности. Реплики Глостера/Рыбина дарили зрителю само дыхание жизни, её бешеную энергию, достоверность происходящего и очаровательную непредсказуемость.
Отсылки
Одной из заметных интересных режиссерских идей постановщика Алексея Романова стало не только выдвижение Ульяны Косаревой на роль Корделии, но и то, что этой же самой юной актрисе труппы досталась ключевая роль Шута. Одна из самых сложных и эмоционально неоднозначных. В этом решении можно найти изящный исторический реверанс, что способны оценить любители театра. Напомним, что в легендарном театре «Глобус» эти роли играл один актер, и именно персонаж Шута становится активным проводником мыслей и страхов Лира, их постоянным ретранслятором, а непросто сторонним наблюдателем. Начинает постепенно витать в зрительном зале мысль, что король потихоньку сходит с ума, в тот момент, когда он принимает решение изгнать любимую младшую дочь.
Среди предельно лаконичных декораций обращает на себя внимание оригинальная бегущая строка, что поясняет зрителю место действия, добавляя спектаклю кинематографичности. К достоинствам работы можно отнести, что спектаклю удалось пересказать суть трагедии понятным и логичным языком для современного зрителя. Отдельное эстетическое удовольствие – слушать со сцены правильную и выверенную речь, вникать в богатую палитру чувств, эмоций и интонаций благодаря разнообразной актёрской игре.
При всем этом, сам по себе спектакль производит впечатление ещё не доведенного до готовности продукта, которому нужно время для дальнейшего совершенствования. Тем не менее спектаклю удалось удержать внимание публики на протяжении всего действия, получить в финале заслуженные аплодисменты и создать в среде постоянных посетителей театра питательную почву для дискуссий.
Алексей РОМАНОВ, главный режиссер театра «Город»:
– Постановка «Король Лир» для нашего театра – это продолжение стратегического вектора, который направлен на расширение и обновление репертуара. Зрителям спектакль может задать несколько глубоких вопросов, ведь проблематика Уильяма Шекспира всегда на границе человеческого и вечного. Для актёров это великолепная школа и тренинг для раскрытия темы роли, характера, внешней краски, эмоционального самочувствия и внутреннего действия, в котором сложность заключается в воплощении своего художественного образа через синтез психологической и игровой манеры актёрской игры. Для меня как для режиссера было особенным вызовом работать с таким объемным по продолжительности действия материалом… Этому спектаклю необходимы регулярность показов и постоянный глубокийи подробный их анализ для обновления и жизни человеческого духа на сцене.
Андрей Большаков. Свежая газета. Культура | № 5 (271) | март 2024