Назад к списку

Маленький театр в большом городе. "Ступени" 27 сентября 1997 г.

Давно уже канули в Лету те времена, когда в Самаре существовали всего два драматических театра - имени Горького и тюз. Несмотря на то, что не сулит ныне профессия актёра, режиссёра ни суперпопулярности, ни славы, ни, наконец, больших денег, театры в нашем городе растут словно грибы после дождя. Так что современный зритель находится в положении барина - выбор ему предоставлен широкий, способный удовлетворить любые вкусы. Но вот как живется им, этим маленьким театрам? 


Да и что вообще представляют они собой? Именно с целью выяснить это, я и пришла в театр "Город", а точнее, в юношеский театр-студию "Коломбина", где познакомилась с главным режиссёром Виктором Алексеевичем Тимофеевым - человеком необыкновенным, с бездной энергии и живым обаянием, человеком, который в мире безденежья и постоянных проблем сумел сохранить юношеский задор и не утратить энтузиазма. 

Корр. : Виктор Алексеевич, сколько лет вашему театру? 

B.А.: Уже 12. Мы начинали с театральной студии. Я ставил перед собой задачу создать театр частично из своих студентов, частично из талантливых людей со стороны. По мере того, как развивалась перестройка, мы на себе почувствовали, что такое рынок. Другими словами, нас постепенно вытесняли из сферы культуры. Сначала мы работали при областном Доме работников просвещения, были им нужны. Вскоре оказалось, что детские и юношеские спектакли им невыгодны. Мы арендовали помещение в строительном техникуме, потом в электротехникуме. Поскитавшись, "спрятались" под крыло Фонда культуры. Потом несколько лет были зарегистрированы как ТОО и вот в прошлом году стали негосударственным театром. 

Корр. : Своего помещения у вас нет? 

B.А.: Нет. Раньше мы находились в "Звезде", сейчас туда пришла дискотека, с неё идут большие деньги, и нас попросили, так сказать. Хотя нам дают возможность репетировать, там хранятся наши декорации, так что спасибо и на этом. 

Корр.: У вас очень низкие цены на билеты, как же вы осуществляете финансирование? Неужели нет проблем? 

B.А.: Нам постоянно приходится преодолевать денежные затруднения. Вот есть спектакль, а нет денег на музыкальное сопровождение, техники нет. Мы обратились в ассоциацию делового сотрудничества "Волгапромгаз", и нам оказали помощь. Мы купали аппаратуру, костюмы, декорации. Без помощи сейчас существовать невозможно. Даже государственные театры стараются выпускать как можно меньше спектаклей: невыгодно. Кроме спонсорской поддержжи нас выручает прокат спектаклей для детей. У нас довольно большой детский репертуар - около 10 пьес для разного возраста. Я думаю, мы быстрее отреагировали на изменение ситуации, в отличие, скажем, от тюза, который сейчас почти не ставит. У них мало молодежных пьес. 

Корр. : Без господдержки вы должны постоянно выпускать спектакли, чтобы выжить…

B.А.: А так и получается. Мы восстанавливаем спектакли. Нам нельзя иначе. Это государственные театры могут себе позволить такую роскошь: артист ушёл - и спектакль сняли. Мы в такой ситуации находим нового исполнителя, и спектакль живёт дальше. Все наши проблемы оттого, что театр - негосударственный. 

Корр.: Я знаю, что вы ещё "гастролируете" по трудовым и пионерским лагерям… 

B.А.: Да, это мы делали ежегодно с 1990 года. Вначале был момент, когда кроме нас никто не ездил, считали - невыгодно. А потом появилось много халтурных театров, которые мешали нам работать. Мы-то ведь на полном серьёзе это делаем: музыка, свет, декорации - все привозим. А эти покажут халтуру, и нам потом не верят. Нас же не знают, широкой рекламы нет. Вот вы говорили о финансовой стороне вопроса… Тюз и другие театры являются нашими конкурентами, но у них есть госдотация, и они могут себе позволить билеты по 3 тысячи рублей. А мы - нет. Но из-за конкуренции нам приходится это делать. Театр у нас самоокупаемый. Где взять деньги? Выход один - низкая зарплата. Это, конечно, не дело. Поэтому я давно пытаюсь заключить договор с администрацией, с мэрией. Мы бы с лихвой отрабатывали вложенные деньги. Ведь только мы имеем опыт проката детских и юношеских спектаклей. 

Корр.: К фестивалю "Из века ХХ в век XXI" вы поставили спектакль "Жертва долга" по пьесе французского драматурга Ионеско. А что ещё идет на вашей сцене? 

B.А.: Во-первых, молодежная пьеса "Ручная сорока", спектакль для молодежи о любви "Рудольфио". В прошлом году, например, показывали премьеру "Казнить нельзя помиловать"

Корр. : Вы, как я поняла, отдаёте предпочтение современным пьесам. 

B.А.: Да. Вот Ионеско, например, современнейший автор. В одном спектакле у него тысяча. Смешаны разные жанры. Да, это театр абсурда, не каждому доступен. Но вот мы показали "Жертвы долга" - понимают люди. 


Наш разговор закончился, Виктор Алексеевич переключился на репетицию. Репетировали детскую сказку, и надо было видеть, с каким азартом и увлечением работали ребята и их режиссер. Есть такое избитое выражение:"огонь в глазах". Это о них. И я вдруг подумала, что, пока есть на свете такие энтузиасты, как Тимофеев, наш театр будет жить. 


Мария ЖАРКОВА


P.S. В октябре спектаклем "Жертва долга" театр "Город" открывает новый театральный сезон.