Назад к списку

Место «Города». "Самарская газета" 2 апреля 2016 г.

На карте театральной жизни Самары афиши театра с лаконичным и ёмким названием «Город» приглашают зрителей на разные площадки: то в музей им. Алабина, то в галерею «Новое пространство» в областной библиотеке. Как театру без собственной сцены и без труппы удается существовать уже более 30 лет и о чем он говорит со зрителем, рассказал его руководитель актёр Борис Трейбич.


Без своей площадки

— Театру «Город», который был основан в 1985 году Виктором Алексеевичем Тимофеевым, в прошлом году исполнилось 30 лет. Вторая половина 80-х — это период возникновения новых, негосударственных театров-студий: «Самарская площадь», «Город», «Пир» Игоря Сибикина.

Виктор Алексеевич — выпускник Щукинского училища. Как режиссёру, ему хотелось иметь свой театр, который давал бы возможность высказывать свои идеи, мысли, позицию, позволял бы ему совершенствоваться в профессии.

Дом учителя, ДК революции 1905 года, школа №25, особняк на ул. Стара-Загора, ДК «Звезда» -вот не полный список мест, где в разное время находил прибежище «Город».

Здесь, как и в любой студии, ребята днем работали, а вечером приходили в театр — занимались, репетировали, выступали. Через какое-то время Виктор Алексеевич понял, что большинство приходит не ради театра, а «потусоваться». В основном ведь были молодые ребята. Это сейчас много мест, где можно весело провести время, а тогда такого практически не было. Постепенно театр менял форму, и когда я пришёл — в начале 90-х — как раз стоял вопрос о том, чтобы перейти от студии к профессиональному театру, где люди не «проводят время», а работают. Это был перелом, многие ушли — не стали рисковать, всё было очень неопределенно. Осталось человек шесть. Некоторые все-таки продолжали совмещать театр и работу на производстве. Сначала я тоже параллельно работал на станкозаводе, а через пару лет определился с выбором и остался в театре.

Были ребята, на которых строился репертуар: Андрей Однодворцев, Елена Петрова, Алла Набокова, Сергей Трухин, Елена Шикунова. Когда я пришёл, театр находился в Доме учителя. И как раз в это время выпустили «Квартиру Коломбины» Людмилы Петрушевской, потом «Дранг нах вестен» Марии Арбатовой. Спектакли вызвали резонанс, о них много писали.

Потом в площадке Дома учителя нам отказали, мы переехали в «Звезду», тогда ещё находившуюся в статусе ДК при заводе им. Масленникова. Год-полтора работали в пристрое, где размещался кинотеатр, а на втором этаже был небольшой зал, который отдали в пользование театру. Мы его переоборудовали своими силами и регулярно показывали спектакли - по нескольку раз в неделю.

Потом у «Звезды» появились новые хозяева, и нас оттуда попросили. Большая часть труппы ушла от Тимофеева. С оставшимися Виктор Алексеевич начал все заново.


Театр с идеями

— Режиссеры видят мир по-разному. И главная тема у каждого своя. Например, для художественного руководителя театра «Самарская площадь» Евгения Борисовича Дробышева главная тема — любовь мужчины и женщины. Виктор Алексеевич ставил вопрос иначе и исследовал взаимоотношения людей. Не зря он назвал театр «Город». Город — это место, где живет множество людей, где постоянно возникает и разрушается бесчисленное количество связей между ними.

В репертуаре были: «Охота на мамонта» по рассказу Татьяны Толстой, «Провинциальные анекдоты» Александра Вампилова, «Жорж Данден, или Обманутый муж» Мольера, «Чемодан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» Людмилы Петрушевской.

Два раза при мне он ставил «Рудольфио». У Валентина Распутина есть одноимённый рассказ, в котором показана история отношений девочки-подростка и 30-летнего женатого мужчины. Он оказывал ей внимание, принимая их отношения скорее за игру, в отличие от девочки, для которой всё это было очень серьёзно. Виктор Алексеевич соединил этот рассказ с «Маленьким принцем» Сент-Экзюпери, где тоже говорится об ответственности за тех, кого приручил. Лена Однодворцева прекрасно играла девочку у Распутина и Маленького принца Экзюпери. Через какое-то время Виктор Алексеевич восстановил спектакль уже со своими студентами — Ириной Александровой, Денисом Бокурадзе, Еленой Литвиновой.

Ещё один сильный спектакль — «Жертвы долга» Эжена Ионеско об отношениях власти и людей. Мы участвовали с ним в фестивале «Из века ХХ в век XXI» в середине 90-х. Виктор Алексеевич получил приз за лучшую режиссуру. В то время Ионеско ещё только узнавали в России, тем более в Самаре.

Несмотря на признание — отзывы в прессе, победы на фестивалях, — официального статуса театр так и не получил. У Виктора Алексеевича была позиция, что всё должно быть по-честному. Ничего нельзя выбивать и выпрашивать. Это отражается на искусстве, психофизика меняется. Если ты по-настоящему служишь сцене и серьезно к этому относишься, театр для тебя — кафедра, с которой ты должен честно общаться со зрителями, говорить о проблемах, которые тебя волнуют. Виктор Алексеевич не допускал компромиссов.

Театр — это была его жизнь. Недавно прочитал высказывание: «Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, подумай, что для тебя важнее — всё или семья». Так вот для него всем был театр. И плюс институт культуры, где он преподавал.


После Мастера

— После ухода Виктора Алексеевича из жизни мы собрались и решили, что будем продолжать. К тому времени у нас уже была площадка в музее им. Алабина — с 2003 года в рамках проекта «Спектакль выходного дня». Это был кинозал с голой сценой. Сначала показывали только детские спектакли: приезжали за пару часов, ставили несколько прожекторов, ширмы, простенькую декорацию. Стали проводить новогодние утренники, затем — взрослые спектакли. Это было проблематично, потому что музей вечером не работает, а нужно, чтобы и дверь открыли, и в гардеробе дежурили. Нам шли навстречу.

Потом возникло желание преобразовать помещение, чтобы люди приходили не в конференц-зал. Нам помогали ребята — выпускники института культуры, ученики Мастера: Артем Филипповский, Станислав Полихин, Елена Абрамова, Кирилл Барсуков. Мы сделали станки, чтобы увеличить сцену, кулисы, свет. За полгода создали фактически настоящий театр.

Параллельно начали работать с галереей «Новое пространство» в областной библиотеке. У нас есть несколько литературных спектаклей, которые поставила преподаватель института культуры Елена Болотина: «Бродячая собака», «Путь к счастью» по роману «Война и мир», «У войны не женское лицо» Светланы Алексиевич, моноспектакль «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой. С ними и пришли в «Новое пространство». Сначала нас приняли настороженно, но потом оценили, и вот мы уже делаем совместные проекты. Весной прошлого года к 70-летию Победы в галерее была выставка «Дорогами судьбы», и мы сделали внутри неё читки военных пьес. Их можно назвать даже полуспектаклями: какие-то сцены мы знали наизусть, были продуманы мизансцены. К работе привлекали студентов — выпускников СГИК, у них были дипломные работы как раз в это время.

Сейчас у нас устоялась такая форма: мы работаем над текстом, разбираем, устраиваем читку на зрителя, потом дорабатываем — и получается спектакль. Виктор Алексеевич называл это «домашний театр». Он проповедовал такой вид работы: каждый месяц актеры показывают некие наметки — на пять минут, на полчаса.

Сейчас, после того как пришлось уйти из музея им. Алабина, мы показываем свои спектакли в конференц зале Самарской областной библиотеки. Перевезли сюда станки, свет, декорации.

В первой половине апреля у нас будут читки в галерее «Новое пространство».

Мы взяли пьесы на двоих и дали общее название «Человеку нужен человек». Ведь, по сути, это самое главное в жизни — чтобы рядом с тобой был близкий человек, который понимал бы тебя, а ты его. Надеемся, что из этих читок получатся со временем полноценные спектакли.


Маргарита Прасковьина "Самарская газета" 02.04.2016

Источник: https://sgpress.ru/news/75639