Назад к списку

Наша драма. Журнал "Город и люди" 2009 г.

Самарские драматические театры в оптимистической перспективе 


В прошлом номере наш «оптимистический взгляд» коснулся двух самых больших и хорошо финансируемых областным бюджетом театров - театра Драмы и СамАрта. У героев этого материала возможностей намного меньше. Зато они знают, как создавать оригинальные решения буквально из ничего. Или из собственной бедности.


Негосударственный театр «Город» 

Основан: 1985 г. 

Последние премьеры: А. Яковлев «Дядь Вить, возьмите меня в жены!» (сентябрь 2006), Сара Кейн «Психоз 4.48», Н. Демчик «Ручная сорока»

Готовится к постановке:E. Исаева «Про мою маму и меня»

Художественный руководитель: Виктор Тимофеев

Нечего терять. Если у театра «Понедельник» нет денег, но есть репутация организовавших его известных актёров, то у театра «Город» нет и этого. Существует он на творческом энтузиазме преподавателя театрального отделения Академии культуры Виктора Тимофеева, его студентов и нескольких профессиональных актёров, которые периодически не отказывают себе в удовольствии посотрудничать с театром. Из-за этого существование «Города» имеет мерцающий характер - то у студентов сессия, то денег на съем помещения нет… Тем не менее, свой зритель у театра есть - потому что есть свой почерк. Театр на 100 процентов использует все плюсы положения, в котором нечего терять. В репертуаре в основном современная драма, со всеми её психологическими надломами, формальными изысками и, наоборот, полным их отсутствием. 

Тут и пьесы Гришковца, и собственные переработки текстов современных писателей и классиков - «Дядь Вить…», «Играем Антошу Чехонте»… Показательны в этом отношении две последние постановки, «Ручная сорока» Натальи Демчик - откровенный и простой по форме экскурс в мир современных подростков, со всеми его корявостями и жестокостями (которые, впрочем, лишь отражают жестокость мира взрослых). 

«Психоз 4.48» Сары Кейн - одна из пьес, ставших знаковой для драматургии в жанре, который сама Кейн называла «Вам в лица». Здесь вся сцена - развернутое наружу сознание безумной женщины, шаг за шагом приближающейся к самоубийству. Чёткая, почти поэтическая выстроенность текста парадоксальным образом сочетается с вопиющей неукладываемостью изображаемого страдания ни в какие «приличные рамки». Сбивающий с ног натурализм, вставленный в четко продуманную рамку символов. Нелегкая задача, но театр с ней справляется. 

Естественно, что в условиях отсутствия постоянного актёрского состава не всё, что дела ют актёры, выглядит убедительно, и не все зрители выносят ту драматургию, которую «Город» вытаскивает на сцену, но сам факт наличия в нашем пространстве некоего независимого от мнения «среднестатистического эрителя» андеграунда радует.


Андрей Рымарь "Город и люди" 2009 г.