ПРОБЛЕМА
«Искусство нужно,чтобы не умереть от правды.» У. Шекспир.
Театр "Город" готовится к премьере по пьесе Ионеско "Жертвы долга" - такую афишу могут увидеть у ДК "Звезда" самарские театралы. На первый взгляд кажется, что ситуация вполне благополучная. Ведь сам факт существования самоокупаемого театра в наше время достаточно примечателен. И если театр жив, значит, ему есть на что жить. Но так ли это?
Судьба театра, заявившего о себе в памятном 1985-м, не была простой. За время своего существования он сменил восемь мест пребывания. Естественно, не по своей воле. Но все же руководителю театра Виктору Алексеевичу Тимофееву удалось главное: воспитать для "Города" актёров, поставить интересные спектакли и завоевать любовь многих зрителей. Сегодня же он не в состоянии разорвать тот замкнутый круг, в котором оказался. Чтобы заплатить за аренду помещения, нужны деньги. Они, в свою очередь, появятся, если зритель будет заинтересован увидеть новые спектакли. Но наш зритель уже не хочет входить в обшарпанное фойе и сидеть в неуютном зале. Он устал от неустроенности, и это вполне можно понять. Виктор Алексеевич считает, что мы уже пережили период, когда бомжистское существование театра было нормальным. У театра, как и у человека, должен быть дом, где его любят и ждут. Иначе - скитания, в которых рушатся традиции и обрываются связи, бесследно исчезает накопленный годами опыт.
Станиславский ценил театр за его способность одновременно развлекать людей и будить их мысли и чувства. Не секрет, что сегодня многие театры не ставят перед собой таких сложных задач. И они зачастую оказываются более конкурентоспособными. Спектакли, в которых соединены ремесло и расчёт, не являются ныне редкостью. Руководитель "Города" по мере своих сил старался избегать этих тенденций, так как считает: нельзя познать человека, обманывая его. Сегодня театр существует только на деньги от проката детских спектаклей. И существование это отнюдь не завидное. Цена билета не покрывает расходов на постановку спектакля. Актёрам жить практически не на что. Площадь, арендуемая в "Звезде", резко сократилась. Репетировать приходится в не приспособленном для этого помещении. Некоторые актеры, не выдержав такой жизни, уходят. Но, несмотря на трудную ситуацию, режиссёр еще пытается сохранить театр.
Лишним ли для миллионной Самары является "Город"? Для нормального существования ему нужны лишь небольшой зал и склад для декораций. В масштабах Самары это вряд ли большая проблема. А между тем "Город" уже стоит на краю обрыва.
Марина ЗАЙЦЕВА.