Назад к списку

О достоинстве, искуплении и подростках. Достоевский, Цветаева, Геласимов в театре «Город». «Самарская газета» 7 марта 2023 г.

Ни один театр Самары не выпускает так много премьер, как «Город». Мы попросили рассказать постановщиков о спектаклях, которые труппа представила в этом сезоне.


Ольга Рябова о спектакле «Нежный возраст» (16+):

– Спектакль о подростках и для подростков. О самом сложном периоде в жизни маленького человека, когда мучают вопросы, на которые сам пока не можешь найти ответы, когда чувствуешь одиночество и страх, и не покидает мысль, что никому ты в этом мире не нужен.

Играют спектакль вчерашние подростки – студенты четвертого курса областного училища культуры и искусств. Они еще не так далеко ушли по возрасту от главного героя. Поэтому им понятны его переживания.

Идея постановки спектакля принадлежит педагогу Александру Маланичеву. Он принес рассказ Андрея Геласимова, написал инсценировку. Сначала был курсовой спектакль. Затем театр «Город» взял его в репертуар. В зале происходит подлинное преображение. Обычно циничные и шумные, погруженные в свои телефоны, на спектакле подростки вдруг замолкают и начинают слушать.

Одна из взрослых зрительниц после представления призналась: «Мне надо было посмотреть спектакль несколько лет назад, когда мой сын был подростком, тогда я точно могла бы избежать многих ошибок в своей жизни».

Автор рассказа, замечательный писатель Андрей Геласимов совершенно верно, на мой взгляд, подсказывает рецепт, как выжить маленькому человеку в мире насилия и зла. Только окруженный искусством (литературой, музыкой, кино, театром) ребенок имеет шанс спастись. И, конечно, не столь важно, кто окажется рядом с ним в роли духовного наставника: соседская старушка, школьный учитель или мудрая книга. Главное, чтобы они у него были.

Елена Болотина о спектакле «Белая ночь» (12+):

– Белая ночь – время, когда солнце неглубоко скрывается за горизонтом и сумерки не прекращаются от того, что естественное освещение остается высоким. Это волшебный портал, позволяющий сегодняшним зрителям шагнуть в события 1919 года и услышать невероятные рифмы начала ХХ и XXI веков. Такой книги нет. Но есть великолепная проза Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке», в которой выверено и доведено до формулы каждое слово. А еще есть уникальные дневниковые записи о тех незабвенных днях. В январе 1919 года Марина подарила шестилетней дочери Ариадне Эфрон первую тетрадку для собственноручных записей.

Вот по этим документальным свидетельствам и создан поэтический спектакль «Белая ночь», в котором важная роль отводится прямому диалогу актеров с сегодняшним зрителем через образы Марины, Сонечки и Али 1919 года.

Важную роль в спектакле играет музыка, которую на глазах у зрителя создает «БардХанг» (Виктор Воронов и Татьяна Елецкая), используя самые разные, порой фантастические инструменты.

Борис Трейбич о спектаклях «Кроткая» (16+), «Подвальные ленты» (12+):

– Александра Кохан вышла на наш театр с предложением поставить «Кроткую» по мотивам повести Федора Достоевского. Сама она живет в Магнитогорске, и для нее было важно поработать с совершенно незнакомой труппой, с нуля. Она ученица Анатолия Праудина и применяет его методы и подходы. Спектакль получился необычным. Когда мы искали главного героя, Александра попросила делать наблюдения – в жизни или на видео. Я нашел интервью 70-х годов великого хоккейного тренера Анатолия Тарасова и подумал, что его манера поведения – то, что нужно. Показал Александре, ей это понравилось. Также работала и исполнительница главной роли – Валерия Калинина.

«Подвальные ленты» появились у нас в репертуаре после читки пьесы Екатерины Тимофеевой, которую я делал в театре. Произведение отсылает нас к теме теракта, который ученики устроили в американской школе «Колумбайн» в 1999 году.

Читки мы стараемся делать в формате эскиза спектакля. Так интереснее смотреть зрителям. Поэтому сценография, можно сказать, уже была найдена, для спектакля я ничего не менял. Премьера состоялась в ноябре, планируем еще показывать.

Алексей Романов о спектаклях «Магда» (16+), «Семья Тотов» (16+), «Полина ищет па» (12+):

– Театр «Город» предложил мне поставить пьесу Майкла Ардитти «Магда». Это история о жене главного пропагандиста нацистской Германии Йозефа Геббельса, многодетной матери. Действие происходит в бункере Адольфа Гитлера весной 1945 года – время расплаты за игры в сверхлюдей. Когда я прочитал первый акт, подумал: «Что это за сплошное морализаторство?». Но второй акт перевернул все. Я понял, что надо ставить. Стал погружаться в историю более глубоко – читать письма главной героини, освежил в памяти историю 1945 года. Представил себя на месте персонажей: что было бы со мной, если бы жил в то время и моя идея прогорела. Люди находились в подвешенном состоянии. И сразу пришло решение - подвесить все предметы, уйти от бытовой трагедии в более условную.

Главный посыл спектакля «Магда» – всегда можно искупить свою вину, попросить прощения. Не надо делать вид, что ничего не произошло, каждый должен сознавать свою ответственность. Не факт, что тебя простят, но станет легче.

«Семью Тотов» – пьесу для следующей постановки – я предложил театру сам. Текст ( прим. - Иштвана Эркеня) привлек меня своим юмором, интересным языком, небанальным сюжетом. Действие происходит в маленькой далекой деревушке в горах Венгрии. В дом семьи Тотов приезжает командующий батальоном, в котором служит их единственный наследник. У родителей появляется возможность угодить начальнику своего сына. Но если человек начинает унижаться, подлизываться – он теряет свое достоинство и превращается в животное. На мой взгляд, главное в театре – общение со зрителем и возможность задеть его совесть. Хочется, чтобы после спектакля каждый мог обратиться к увиденному на сцене как к собственному опыту, вспомнить, что главный герой, решившись на компромисс с совестью, дошел до убийства. Как определить, что приблизился к критической черте? Спина подскажет. Когда уже совсем неудобно будет сгибаться. Мы не случайно в этом спектакле разместили персонажей на ведрах – сидеть на них крайне дискомфортно. Когда двухметровый актер начинает сгибаться, возникает контраст – мое любимое выразительное средство.

Спектакль поставлен ярко, живо, с юмором. Мы с художником Натальей Гавриш решили, что нужно больше ярких красок, и обратились к красно-бело-зеленому флагу Венгрии. Зеленая поляна, белые скатерти, красные ведра. Многоцветность помогла нам передать замысловатость этого мира, его гротесковость.

У нас намечена еще одна премьера – спектакль по пьесе Екатерины Тимофеевой «Полина ищет па». В октябре мы набрали актёрский курс при театре «Город». Задачей было пополнение труппы. Конечно, невозможно за три месяца перейти с любительского уровня на профессиональный. Но это первый этап проекта, дальше он будет развиваться. По итогам трехмесячного обучения мы выпустили спектакль «Полина ищет па». Он вызвал отклик у зрителей, поэтому будем показывать его снова.


Автор: Маргарита Петрова // «Самарская газета». № 45, 7 марта 2023