В новом сезоне театр «Город» продалжит работу над проектам «Современная пьеса». На первом спектакле сезона зрители увидят «Двойника» по пьесе самарского драматурга Александра Ануфриева.
В этом спектакле "фирменный стиль" театра, руководимого Виктором Тимофеевым, влолне узнаваем. Стремление поднимать самые актуальные проблемы, 200-процентная выкладка актёров, работающих с самыми экстремальными психологическими состояниями, отсутствие стремления играть на дешёвых эффектах - за это театрлюбят, и всё это в «Двойнике» есть.
Правда, в данном случае эти плюсы всё же не перекрывают некоторых слишком очевидных минусов пьесы. Проблематика «Двойника», конечно, актуальна, но способ её рассмотрения кажется слишком старомодным. Хотя о вкусах, конечно, не спорят.
На теплоходе, идущем в Астрахань, сходятся трое - рекламный агент, его жена и поэт-бродяга Белокопытов. Конечно же, рекламный агент постоянно страдает от необходимости ради денег пресмыкаться перед глупыми ничтожными людьми, но бросить своё занятие не может. Конечно же, его жена тоже этим всем измучена, тянется к разумному, доброму, вечному, но без денег жить не хочет. Конечно же, поэт лиричен, мужествен, свободен и читает стихи а-ля Есенин. Конечно же, он и жена агента друг в друга влюбляются, но любовь эта не приводит ни к чему хорошему.
Старую как мир историю оживляет обращение к не менее древнему (что ещё не вполне осознано) Фрейду. Или к тому, что подразумевается под Фрейдом в данном случае. Поэт почему-то очень похож на преступника, изнасиловавшего героиню много лет назад. Борьба влечения и ненависти в душе героини, ревность, унижение и любовь, переплетающиеся в интонациях рекламного агента, - всё это всерьёз захватывает. Но до конца заразить зрителя своим пафосом автору не удастся. Слишком уж штампованными фразами говорит поэт - самый, казалось бы, свободный персонаж пьссы. Такое ощущение, что он, кроме Есенина, ничего в жизни не читал. В результате пьеса начинает казаться чересчур литературной, вызывая ассоциации с «Бесприданницей» Островского. Не поумневшая за полтора века Лариса Огудалова, просвечивающая, как ни странно, сквозь образ поэта, производит довольно жуткое впечатление.
Так или иначе, спектакль не оставляет равнодушным никого. Актёры честно разыгрывают драму людей, порабощённых вбитыми в них с детства жизненными сценариями. Постмодернисты любят говорить, что этой участи не избежал никто из нас. Современные драматурги им иногда вторят.
Дом актёра. 17 сентября, 18:00Цена билетов: 80-100 руб.
Андрей РЫМАРЬ