Назад к списку

Один час с Маяковским. "Свежая газета. Культура" январь 2024 г.

 Самарский театр «Город» пригласил молодую команду и представил зрителям 17 января премьеру спектакля «Шагаем за Маяковским», который создан по стихотворениям легендарного поэта. Авторы постановки предприняли амбициозную попытку найти ответ: а каким был этот гениальный человек на самом деле?

Было время, когда Владимира Маяковского было принято называть дерзким хулиганом и революционером, был период, когда его объявили «главным поэтом Страны Советов», еще был период в жизни каждого, когда согласно нормативам школьной программы нужно было знать наизусть хотя бы одно его стихотворение. В 90-е годы прошлого века его пытались предать полному забвению как «официозного и пролетарского» литератора. Кстати, миф о нем до сих пор жив в народной памяти через пересказы яркой истории любви поэта и его самой знаменитой музы Лили Брик… Так кто же такой Маяковский? Однозначного ответа нет. Поискать его попытались с помощью создания нового спектакля, который был сыгран молодой командой 4 раза на экспериментальных площадках, получая комплиментарные отзывы от аудитории в социальных сетях. Однако впервые широкой общественности доработанная постановка была представлена благодаря накопленным административным и творческим возможностям Самарской областной универсальной научной библиотеки, а также крепкой репутации театра «Город», у которого сформировалась своя благодарная и постоянная аудитория посетителей.

Один за всех - все за одного?

Режиссер Семён Гуськов решил, что в его новом спектакле «Шагаем за Маяковским» основные действующие персонажи будут говорить громко, экзальтированно и со всей энергичностью, на которую способны. Такой же прием и способ подачи материала мы могли наблюдать в его более раннем спектакле «Где ты, Ланцелот», созданном по мотивам шварцевской пьесы «Дракон» (в исполнении театрального коллектива Drag.AB) Спектакль о Маяковском получился необычным и ярким: нашлось место не только сценам, словно мы наблюдаем театральный эскиз, но и интерактивным отступлениям, где происходила неожиданная и впечатляющая игра света и тени. Постановка шла без перерыва, её продолжительность составила один академический час.

В первой части мы познакомились с четырьмя мужскими персонажами. Они сначала выступают соло, затем мы видим их попарно, втроем, а потом одновременно всех. Образы получились разные, отличия характеров подчеркивали сценические костюмы. Их объединяет одно: каждый из них - Маяковский. Зрителю дана свобода выбора, какая вариация поэта ему ближе и кому симпатизировать больше всего. В спектакле выстроена своя система координат, сверяясь с которой, зритель получает возможность поймать через наблюдаемого персонажа свое нынешнее эмоциональное состояние. Обращает на себя внимание образ, созданный Егором Кротовым, он не скупился на эмоции, заполонил своей энергетикой почти всё пространство сцены. В общем рвал и метал, рычал и кричал. Такой действительно может «дубликатом бесценного груза» и четко поставленным голосом публично заявить, гражданином какой именно страны он является. А вот полная ему противоположность - это Никита Дьяков, у которого в рисунке роли нет даже намека на агрессию. Мы видим на сцене персонажа, имеющего развитый эмоциональный интеллект, который не боится быть веселым или резко грустным, ироничным и способным вести «откровенные разговоры на кухне». Роман Гарбузов в своем уже образе страдающего человека с грохотом падал на колени, а потом… вскакивая, чеканил каждый шаг. Ему, видимо, достался рисунок роли искателя «правды жизни».

Музы поэта

Главная интрига сюжета была разделена на четырех персонажей в исполнении девушек. На каждого актера свалилась ответственность постараться быть в спектакле убедительным в образе «настоящего Маяковского». Для юношей - ярко и убедительно пережить чувства поэта. А вот у каждой актрисы, по словам режиссера, в сольных эпизодах получилось открыть другую сторону Маяковского чувственную, потаенную и искреннюю.

Прозвучали со сцены (через женские образы) следующие произведения Владимира Владимировича: «Эта книжечка моя про моря и про маяк», «Хорошее отношение к лошадям», «Послушайте», отрывок из «Облака в штанах» (как обращение к Богу), «Любит - не любит» как невероятно нежная часть неоконченной поэмы «Во весь голос»). Девушки читали стихи поэта, проникновенно проживая каждый произнесенный звук без намека на фальшь, живя словно в последний раз. Сложилось впечатление, что спектакль закончится, а вместе с ним утечет воздух, благодаря которому они существуют в предлагаемых обстоятельствах и дышат.

В некоторых фрагментах поэтической композиции девушки символизировали возлюбленных поэта. Например, написанная самарским творческим коллективом песня «Площади наши палитры» была задумана как диалог Маяковского с Эльзой Триоле (младшей сестрой Лили Брик). Действительно, один из самых сильных эпизодов спектакля - это исполненная дуэтом Вари Львовой и Егора Кротова песня. Выбор героями сделан, этот мир действительно может спасти красота, но только тот, ту вариацию, что сопровождает любовь. 

Каждый актер и каждая актриса на сцене постарались найти Маяковского в самих себе. Изучая биографию поэта, проштудировав немало книг, актеры и режиссер нашли в литераторе и его творчестве отражение собственных переживаний и мыслей. Из недостатков работы отмечу неполно проработанную хореографию в духе студенческой дискотеки и досадные шероховатости специалиста, отвечающего за весь свет на сцене. В качестве театрального эксперимента получился интересный результат, ведь работа построена на крепком литературном фундаменте. Останется ли свежая поэтическая постановка в репертуаре театра «Город» - покажет время. Ясно одно: чем больше человек как зритель вовлечен в современную социальную обстановку, тем более становится востребовано сегодня Слово, сказанное через призму произведений Маяковского. Мы словно читаем их заново, и нам открываются в этих строках совершенно новые смыслы и образы.

Семён ГУСЬКОВ, режиссер спектакля «Шагаем за Маяковским»:

Владимир Маяковский - мой любимый поэт с детства, его стихотворения всегда откликались в сердце, были мне не только дороги, но близки и понятны. Чем старше становлюсь, тем чаще обращаюсь к его творчеству. Создать спектакль по Маяковскому довольно долго оставалось моей целью и мечтой. Я рад, что театр «Город» подарил нам возможность выступить на «большой сцене» на более широкую аудиторию. Мне приятно, что актеры в хорошем смысле «заразились» любовью к поэту. Сочиненная песня на стиrотворения Владимира Владимировича, которая звучит в середине повествования, кульминация нашей любви.


Автор: Андрей БОЛЬШАКОВ "Свежая газета. Культура" январь 2024 г.