У Сергея Драча, по его словам, лицо подходит для любой роли. В качестве наглядного пособия для начинающих актёров такому лицу просто цены нет. А вот другие особенности его натуры: имеет два высших кинотеатральных образования, владеет тремя иностранными языками, известен в актёрских и зрительских кругах под псевдонимом Айсберг. Последняя должность - президент независимого продюсерского центра театра, музыки и кинематографии в Москве. Сегодня Драч - осужденный самарской колонии УР-656, где руководит театром-студией "Особое мнение". Попал в зону за мошенничество.
Шуму от "Особого мнения" - на всю губернию, хотя на счету театра всего один спектакль по произведениям Чехова.
Чем же удивили местные актеры "уголовную публику"? Руководитель самарского театра "Город" Виктор Тимофеев, который поддерживает с колонией творческие связи, секрет успеха объясняет тем, что и актёры, и зрители "воспринимают мир на одной эмоциональной волне". Вот смотрят осужденные сценку по чеховской "Хирургии" и сразу узнают в дьячке Ростислава Бабенко. Парень он бесхитростный, зато дьячок - жук ещё тот. Только строит из себя верующего... Ну разве может уважающий себя зэк спокойно смотреть на то, как этот дьячок крестится не на образа, а на умывальник, который установили вместо чеховской бутыли с карболовым раствором?
А полицейский надзиратель Очумелов и городовой Елдырин из "Хамелеона" вызывают полнейшее отторжение зала - подхалимов здешний зритель не переносит. Ну, и актёры, конечно, старались. Осужденный на 20 лет за разбой Василий Фролов на моих глазах меняет осанку, голос и входит в роль: "А может, и генеральская, - говорит он о собачке. - Намедни у него во дворе такую видел...".
Прямо не Фролов, а настоящий городовой!
- В труппе способные ребята. На лету схватывают основы актёрского мастерства, - говорит Драч.
Как не схватывать, если каждый из них в своей жизни уже довольно убедительно сыграл как минимум по одной негативной роли - бандита, грабителя, крупного мошенника или торговца наркотиками. Прошёл через следствие и суд. И хорошо знает, что, где и как нужно держаться. А здесь к тому же есть даровитый режиссёр, который подскажет и покажет своим выразительным лицом, как нужно играть. В театр же эти ребята пришли, потому что ежедневная роль осужденного быстро надоедает. Подъемы, отбои, проверки. А душа ведь просит красоты, творчества... Примерно так мне объясняли свои театральные побудительные мотивы актёры в робах.
Перед спектаклем репетировали с утра до вечера, прерываясь только на обед и обязательные проверки "контингента". Директор по производству Сергей Аманов организовал изготовление декораций и костюмов. Швейная мастерская работала почти круглосуточно. Драч оказался режиссёром с фантазиями. Выпросил для спектакля 120 простыней и 30 одеял. Когда руководство колонии увидело, что сотворили артисты с государственным имуществом, было поздно. Сцена уже обрела занавес, задник и все остальное. Драча назвали "аферюгой", но простили.
Кстати, "Мой Чехов" проходил в музыкальном сопровождении, которое обеспечивал на синтезаторе осужденный Михаил Мурзин. Работали прожектора. Все как в настоящем театре.
Но самое главное, что зэковский творческий коллектив приняли зрители. Спектакль посмотрели не только осужденные, но и сотрудники своей и соседней колоний. Понравилось. Начальник колонии Игорь Стариков, по инициативе которого и возник театр, похвалил артистов и режиссёра. Больше всех аплодисментов досталось Илье Зивякину. Он играет Федосью из "Канители". Никто из зэков-артистов не хотел брать эту роль. В колонии ведь свои "понятия" - неписаные законы поведения. Могут за Федосью и унизить. Пришлось на "амбразуру" ложиться Илье. И народ его понял. После спектакля - никаких насмешек. А роль давалась трудно. Парень - под два метра, голос соответствующий. Долго работал над собой. Учился шаркающей походке и старушечьей мимике. И получилась не Федосья - просто класс. Только выйдет Илья на сцену - зэки в лежку...
- Театр-студия "Особое мнение" способствует созданию здоровой обстановки среди осужденных, - сказал мне заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе Ильяр Кулуев.
Да и актёры за несколько месяцев преобразились. В разговорах между собой они уже обходятся без лагерной "фени". Раньше никому бы в голову не пришло анализировать характеры литературных героев, искать подтекст в словах классиков или рассуждать о риторике. А теперь это в порядке вещей. До колонии о Чехове эти ребята имели весьма смутное представление, сейчас уже вполне уверенно ориентируются в его творчестве. А на очереди у театра-студии "Особое мнение" - спектакли по произведениям Островского, Булгакова...
Хочется верить, что на те роли, которые привели режиссера и актеров за колючую проволоку, больше уже никого не потянет.
Петров Александр соб. корр. "Труда" "ОСОБОЕ МНЕНИЕ" № 021 за 05.02.2003
Источник: https://www.trud.ru/article/05-02-2003/52688_u_zekov_osoboe_mnenie.html