Бросим беглый взгляд на афиши немногочисленных наших театров и убедимся в повторяемости режиссерских имен. Даже Александр Кузин и Анатолий Праудин, вроде бы приглашенные режиссеры, на самом деле за много лет стали уже практически своими. Новое имя порой мелькнет в афише Театра драмы или СамАрта и исчезнет. Даже многолетняя самартовская лаборатория молодой режиссуры не спасает положения: приезжают и уезжают. А в наших театрах все по-прежнему, все привычно и знакомо.
И здесь полезно вспомнить, что самарское театральное пространство формируется не только общепризнанными флагманами процесса – государственными и муниципальными театрами. Помимо громких премьер, случаются события, более скромные во всех отношениях, но тоже заслуживающие внимания. Потому что именно там пробуют свои силы совсем еще молодые и мало кому пока известные режиссеры и актеры.
Самарский театр «Город». Эжен Ионеско. «Бред Вдвоем». Режиссёр Константин Грачков.
«Город» имеет давнюю историю: более 30 лет назад его создал Виктор Алексеевич Тимофеев, много лет преподававший в институте культуры. После его смерти ученики Тимофеева старались удержать театр, продолжить и развить то, что делал и чему учил их мастер. Все три десятилетия «Город» кочевал по самым разным площадкам. Недавно он обосновался в областной научной библиотеке, где есть довольно большой зал со сценой и зрительскими местами. В этом сезоне небольшую труппу театра возглавил Константин Грачков, поставивший уже «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева.
Обращение к Ионеско вполне в традиции Тимофеева. Когда-то он едва ли не первым в городе стал ставить абсурдистские пьесы. «Бред вдвоем» – очень типичный для Ионеско сюжет, в котором проблемы человеческой личности и проблемы социальные существуют неотрывно друг от друга. Все действие разворачивается в комнате, где мужчина и женщина бесконечно спорят. Ни о чем, по сути дела, потому что нельзя же всерьез полагать предметом спора вопрос о том, относятся ли улитка и черепаха к одному биологическому виду или нет. Спор для них – единственно возможное состояние. Поэтому словесная перепалка может возникнуть по совершенно любому поводу. А за бумажными стенами комнаты звучат выстрелы – где-то там идет война.
Татьяна Быкова и Борис Трейбич умело выстраивают свой дуэт. Спектакль разбит на своеобразные эпизоды, которые отграничиваются друг от друга усиливающимися звуками выстрелов, топотом ног на лестнице, чужими голосами. В какой-то момент в комнату влетает граната. Потом взрывной волной заносит какие-то предметы. Эти моменты опасности на короткие мгновения примиряют спорщиков, но потом все начинается заново. Сценография (Андрей Однодворцев, Константин Грачков) и костюмы (Наталья Гавриш) отсылают к балагану, к клоунаде. Некоторые мизансцены так и построены, словно клоунские репризы. Их сменяют эпизоды, явно тяготеющие к психологическому театру, а затем вновь клоунада, доходящая до нелепости. Война вокруг становится как бы отражением войны этих двоих, непонятной силой привязанных друг к другу.
И внешняя война, и внутренняя равно бессмысленны, непонятны и бесконечны. Их нельзя прекратить. Можно только попытаться от них спрятаться. Что и делают герои: залезают в ящики, из которых выбрались вначале. Как улитки. Или как черепахи. Замкнулись в своих картонных домиках в надежде на… На что? Да, пожалуй, ни на что на самом деле.
Вот что любопытно: на спектакле я встретила немало своих знакомых, главным образом, бывших университетских студентов. Есть, оказывается, довольно много людей, которые принципиально ходят в такие небольшие и «неформатные» театры. Из разного «сора», как мы помним, рождаются стихи. В скромных студиях и маленьких актерских товариществах рождались настоящие театры. Что получится из этих опытов, из этих только начинающих свой путь режиссеров? Не берусь предсказывать. Но надеюсь на удачу. Их, режиссерскую. И нашу, зрительскую.
Татьяна ЖУРЧЕВА
Театральный критик, кандидат филологических наук, доцент Самарского университета, член СТД России, член Союза журналистов России.
Опубликовано в «Свежей газете. Культуре», № 3 (111), 2017, Февраль