Назад к списку

Потери в начале пути. "Волжская заря" (3 января 1990 г.)

 ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА

Точка зрения


СЕГОДНЯШНИЙ диалог - продолжение начатой в нашей газете темы театров-студий. Он о том, как складываются их отношения со зрителем, друг с другом, органами культуры, их курирующими, о том, как влияют и влияют ли театры-студии на дефицит, так сказать, театрального общения в нашем городе. Вот как, например, оценивает эту ситуацию наш собеседник преподаватель института культуры, руководитель студии «Город» Виктор Алексеевич ТИМОФЕЕВ.

- Хочу начать наш разгвор с областного фестиваля театров - студий «Самарские подмостки». Он очень наглядно продемонстрировал то безразличное отношение к театральному любительскому движению, которое сложилось в нашем городе, и в первую очередь, со стороны организаций культуры. Ведь какова была цель фестиваля? Объединить, познакомить друг с другом любительские труппы. Но это лишь одна из задач, другая, не менее, а может быть, и более важная - общение со зрителем, иначе вообще зачем нужен театр. И такое общение могло состояться, тем более, что участникам было что показать. Но просмотр, и само обсуждение, проходили келейно. Ни рекламы, ни большого приличного зала. Неужели даже это не по силам отделу культуры горисполкома?

Вспомните фейерверки в Дни города. Ох, как любим мы эти эффекты на миг! Ладно бы, бог с ними, будь у нас в городе достаточно выставочных, концертных, театральных залов, но ведь нет. Театры-студии часть этой самой проблемы. Взять, например, нашу студию. Прежде чем мы нашли, надеемся, теперь уже постоянное место прописки - в молодежном центре Промышленного района, не один год квартировали в красных уголках - по разным адресам, где приютят. Убежден, быть или не быть в нашем городе хорошим и разным любительским театрам, в немалой степени зависит от изменения культурной политики в целом.

 - Согласна с вами. То, что, несмотря ни на что, театры - студии в нашем городе все-таки появляются, заслуга исключительно их создателей - энтузиастов. Назову лишь те коллективы, с которыми знакома, видела их работы, которые, на мой взгляд, очень интересны. Это театр - студия Александра Савельева на Заводском шоссе, Михаила Ключарева на Ново-Садовой, Евгения Дробышева «Самарская площадь» при Доме молодежи. Знаю, что некоторые из них сейчас переживают трудные времена, обычные для периода становления. Вы как руководитель театра - студии знаете ситуацию изнутри. Ваше мнение по этому поводу?

- Вот конкретный пример. Собрались вместе молодые способные ребята, мечтающие создать свою студию. Репетировали по ночам, после работы. Скоро театр, а точнее, небольшая комнатенка в ДК, где они собирались, стала для них чем-то вроде дома друзей, единомышленников. Актёры, режиссёр выкладывались на репетициях, как говорится, на полную катушку. Спектакль получился, но премьера не принесла желаемого дохода Дворцу культуры, и администрация отказала коллективу даже в самом малом - крыше над головой. Попробуйте обвинить в этом директора ДК, он вас не поймет: поставлен в такие условия, что любое культурное мероприятие сегодня должно окупать себя. Не окупает - уступай место другому. Тaкой подход для театров - студий, которые ещё не окрепли, равносилен гибели в первые же месяцы жизни. Ведь чтобы сделать спектакль, надо заложить в него хоть какую-то смету, пусть самую минимальную. На костюмы, декорации, музыкальное оформление, до тех пор, пока артисты заработают на это сами. Да, кстати, и заработать не так-то просто. Даже если спектакль готов, сразу же встает вопрос, где его показывать - у большинства любительских трупп, кроме репетиционной комнаты, нет своего зала, а искать его - в нашем городе целая проблема. Опять же за его аренду требуется платить. А нужно ещё печатать билеты, рекламу - без которой не привлечь зрителей к новому театру, a это опять деньги.

- Что ж, получается, круг замыкается, выхода никакого? И это в то время, когда все мы ломаем голову, чем бы заполнить духовную пустоту нашей молодежи, на что бы переключить её не всегда безобидные увлечения?

- Ставить и решать эту проблему сегодня, если мы действительно хотим её решить, надо в масштабах города, в рамках единой программы «Культура», которая сейчас, знаю, разрабатывается. Так вот. Сколько уже лет мы дискутируем по поводу появления в нашем городе зала для молодежных театров, где постоянно студии могли бы показывать свои лучшие спектакли, впрочем, почему обязательно лучшие - экспериментальные и только что созданные. Знаю, что такая площадка в Ленинграде, например, существует. От зрителей отбоя нет. Ладно, не Ленинград - Тольятти. Ведь именно туда уехал, получив конкретное предложение создать молодежный театр, руководитель одного из первых наших театров - студий Виктор Курочкин. Там, в Тольятти, а не у себя дома, выступают чаще наши любительские театры, кстати, там же впервые они показывают свои лучшче работы. Почти анекдотичная ситуация: поставила одна из наших студий три года назад пьесу «Чемодан чепухи» Людмилы Петрушевской, в то время не очень чтимой осторожными чиновникам от культуры. Так вот, спектакль этот у нас к показу не пропустили. Но тольяттинцы спектакль увидели: режиссёр опальной студии, кстати, очень способный (могу судить об этом как учитель), повёз его туда на свой страх и риск и был принят публикой. Правда, по возвращении ему пришлось искать новое место работы: студию просто прикрыли. 

- Сейчас практически в каждом районе есть, и не один, театр-студия, который мог бы влиять, и активно, на культурную ситуацию для начала хотя бы в районном масштабе. 

Что касается промышленных предприятий, расположенных в районе, они вполне могли бы взять на себя почётную во все времена роль меценатов.

 H. САХАРНОВА.