Именно такое название - «Психоз» - носит спектакль, представленный на суд театралов. Его премьера в постановке Тимофеева состоялась в Самаре в конце 2005 года, но до сих пор он продолжает пользоваться популярностью у самарской публики. Вот и в Доме актёра собрался полный зал.
Причём пришли и молодые люди, и старшее поколение. Анонсируют «Психоз» как спектакль-исповедь. Двухчасовое действие идёт без антракта, так что отвлечься от внутреннего состояния главной героини не представляется возможным. Весь спектакль - это бесконечные монологи о потерянной жизни, затерявшемся счастье, бессмысленности, тщетности и убогости существования окружающего мира.
Постановка великолепная. Интересные световые решения, идеально раскрывающая тему музыка, говорящие метафоричные мизансцены. Правда, монологи больше напоминают выдержки из дневника четырнадцатилетнего подростка, которого родители не отпустили в ночной клуб. Но это лишь первое впечатление. Постепенно крепнет мысль: все это - злая, гипертрофированная и весьма жёсткая пародия на людей, которых одолевает жалость к самим себе, на их нежелание взять себя в руки, сделать над собою усилие. Впрочем, уверена, каждый молодой человек в зале хотя бы раз да подумал, что эта пьеса про него. Ведь состояние депрессии переживал каждый. Каждый человек хотел любви, хотел изменить свою жизнь, чувствовал слабость, необъяснимую скуку. Правда, не каждый переживал такой сильный психоз, который одолевает героиню.
На протяжении всего спектакля в ней сражаются желание жить и желание умереть. Она то боялась боли, то решалась на отчаянный поступок, но её успевали спасти. Сперва казалось, ничто так не интересует героиню, как самоанализ и самосожаление. Но по ходу спектакля в её внутренний мир постепенно начал заглядывать мир окружающий. Героиня полюбила своего психиатра, и в какой-то момент подумалось - вот он, счастливый путь к её спасению, трудный, но возможный. Однако чувства её были отвергнуты. И психоз снова начал набирать силу…
Спектакль оставляет странные чувства. Он сочетает в себе существование персонажей романтизма, отверженных и выброшенных жизнью, с реалистическим подходом к изображению этой самой жизни. С "реалистическими" тенденциями даже переборщили. Все-таки не слишком приятно слышать со сцены мат, на который героиня не скупилась, рассказывая свою исповедь зрителям.Однако постановка определенно несет в себе немало идей, не все из которых лежат на поверхности. Так что зрителю будет о чем подумать.
Людмила Бурим, Самарские Известия 21.03.07
Источник: http://www.samru.ru/society/politic/21404.html