Назад к списку

«Ручная сорока» 2.0: всё о спектакле. 2009 г.

На место «боевого крещения» в качестве штатного репортёра электронного журнала «АзАрт» я отправилась заблаговременно и нисколько об этом не пожалела. С виду неказистая дверь молодежного культурного центра «Арт-Пропаганда» скрывала за собой множество интересных сюрпризов: фотовыставку, анонсы разнообразных культурных мероприятий и, конечно же, самое главное – цель моего визита сюда спектакль театра "Город" - «Ручная сорока»


 Используя своё природное обаяние и уже довольно известное имя нашего журнала, я пробралась в святая святых театральной кухни и смогла понаблюдать непосредственную подготовку зрительного зала к предстоящему действу.В первую очередь сразу бросились в глаза результаты работы декораторов и сотрудников сцены, поскольку созданный ими интерьер нисколько не уступал декорациям иных академических театров, имеющих собственные залы и несоизмеримо большее количество разного рода ресурсов для создания необходимой сценической атмосферы. 

 Тем временем, пока я восторженно слонялась по сцене, осматривая и оценивая интерьер, в зал начала стекаться публика. Хотя спектакль и не был широко анонсирован заранее (кстати, к моему большому сожалению, поскольку постановка действительно любопытная, есть на что посмотреть), тем не менее зрительный зал был набит битком. Произведя небольшое журналистское расследование, я насчитала порядка 80 зрителей. Впрочем, зал больше бы и не вместил. «К сожалению, на пути у истинного искусства иногда встают преграды и определенного рода трудности», - подумала я.Мои мысли о чёрствости и жестокости этого мира оказались созвучны и одной из основных идей молодежной трагикомедии «Ручная сорока»

 Спектакль поставлен на основе произведения Натальи Демчик, в оригинале называющегося «Ручная сорока и «Роллинг Стоунз» (творческий коллектив театра "Город" использовал Rammstein, что, на мой взгляд, тоже отлично вписалось в общую концепцию произведения, осовременив его).Сюжет постановки основан на хрестоматийном конфликте молодого поколения с окружающей действительностью. Перед зрителем предстают в своей наготе проблемы молодёжи, которые всегда будут актуальными, пока в этом мире присутствуют цинизм, юношеский максимализм, но вместе с тем добро, любовь и вера в лучшее в людях.

Главные герои пьесы – подростки Татьяна и Сергей, исполняемые молодыми перспективными актёрами Татьяной Машьяновой и Евгением Колотилиным, как губка впитывают в себя все пороки и недостатки окружающего их мира взрослых, родителей, учителей, знакомых.На первый взгляд, кажется, что в них уже нет ни единого положительного качества, они жестоки, грубы друг с другом, способны предать близких. Но если приглядеться повнимательнее, то можно обнаружить, что на самом деле эти дети, подростки, всего лишь отражение окружающих их взрослых. Они ведут себя безнравственно только потому, что в них как в зеркале отражаются и преломляются поведенческие стереотипы их родителей, родственников, всех тех, кого они ежедневно встречают в школе, дома, на улице. Вместе с тем, в главных героях пьесы безусловно есть доброта, отзывчивость, милосердие, готовность к взаимовыручке и самое главное любовь. 

 Спектакль на случайно называется «Ручная сорока», название очень глубокое и многозначительное. Следуя по жизненному пути, мы все непременно сталкиваемся с добром и злом, бескорыстием и жадностью, милосердием и жестокостью, неизбежно пропуская всё это через себя.Мне кажется, творческая группа театра "Город", избрав для сценического воплощения именно этот литературный материал, приводит зрителя к мысли о том, что у каждого из нас внутри есть некий аналог этой маленькой бойкой птички, которая славится тем, что тащит в своё гнездо без разбора всё, что плохо лежит, и очень важно, чтобы при «разборе полётов» всё негативное оставалось за его пределами. 

 Но помимо глубоких философских аллюзий спектакль также насыщен разного рода юмористическими моментами, отсылками к жизни современной России (чего стоит одно упоминание одиозного футбольного матча Россия-Германия), которые дарят зрителям заряд легкости и оптимизма (сразу оговорюсь насчет оптимизма – показ осуществлялся 9 октября, когда вся страна ещё жила надеждой на победу). 

 Думаю, зрители ушли не разочарованными и каждый от постановки получил свой заряд позитивных эмоций. Лично мне спектакль очень понравился, и я уже рекомендовала его к просмотру всем знакомым.Отведенный нам с театром "Город" час пролетел незаметно, и я направилась далее познавать ночную жизнь нашего города (но об этом в следующем выпуске) с надеждой на то, что ещё не раз буду приглашена на спектакли этого замечательного творческого коллектива.

Наталья Беляева, электронный журнал "АзАрт"

Источник: http://samrock.ru/azart/pages/theatre_2.html

-

"Дoвoльнo чacтo "Гopoд" cтaвит cвoи cпeктaкли в нeтpaдициoннoм cцeничecкoм и cюжeтнoм peшeнии. Oчeнь нeoбычeн пo cвoeй игpoвoй фopмe cпeктaкль для мoлoдёжи "Pyчнaя copoкa" пo пьece Нaтaльи Дeмчик. Гepoи cпeктaкля - юнoшa и дeвyшкa - зaгнaны жизнью в нeвынocимыe oбcтoятeльcтвa, oни пpoигpывaют мнoгo жизнeнныx poлeй: Бaндитa, Мeнтa, Мaтepи, Oтцa, Бaбyшки, Aнглийcкoй лeди, Пpocтитyтки, Caдиcтa-yгoлoвникa, Бизнecвyмeн, Oзaбoчeннoгo пoдpocткa, Дoктopa c ТВ, и нaкoнeц, Инoплaнeтян. Oтcyтcтвиe жизнeнныx цeннocтeй y взpocлыx yгнeтaющe дeйcтвyeт бьёт пo мoлoдым. Oни пытaютcя выpвaтьcя из бeздyxoвнoгo cyщecтвoвaния... Нo ocoзнaют, чтo жecтoкocть, зaпoлнившaя миp - иx пoгибeль."

Марина Бреднева, "Самарская газета"

Источник: https://teatrsamara.ru/smi-o-teatre/teatr_molodoi_dushi

-

"Pyчнaя copoкa" Нaтaльи Дeмчик - oткpoвeнный и пpocтoй экcкypc в миp coвpeмeнныx пoдpocткoв, co вceми eгo кopявocтями и жecтoкocтями, кoтopыe, впpoчeм, лишь oтpaжaют жecтoкocть миpa взpocлыx... Нe вce зpитeли вынocят тy дpaмaтypгию, кoтopyю "Гopoд" вытacкивaeт нa cцeнy, нo caм фaкт нaличия в нaшeм пpocтpaнcтвe нeкoeгo нeзaвиcимoгo oт мнeния "cpeднecтaтиcтичecкoгo зpитeля" aндeгpayндa paдyeт."

Андрей Рымарь, журнал "Город и люди"

Источник: https://teatrsamara.ru/smi-o-teatre/nasha_drama

"Взгляд из зала" 

рецензия на спектакль "Ручная сорока" Дарьи Монаковой


 Собираясь на спектакль «Ручная сорока», уже заинтригованная слоганом на афише «молодёжная трагикомедия ПРО «ЭТО», я пребывала в предвкушении увидеть «что-то интересненькое». 

В небольшом, весьма прохладном, но уютном зальчике «Арт-Пропаганды» и должен был состояться показ сего спектакля.Публика оживлённо шепталась и в нетерпении ёрзала у гардероба и дверей зала, и температура воздуха этого неотапливаемого помещения, как мне показалось, уже тогда начала потихонечку подниматься.Оголодавший по «хлебу и зрелищам» народ, томясь ожиданием, поглядывал на часы, и вот, наконец, ВПУСТИЛИ.Итак, приятного просмотра!.. 

Первые же минуты спектакля ознаменовались сценой с обнажением актрисы, исполняющей главную роль (Татьяны Машьяновой). И, о-о-о, как возрадовалась мужская половина зала, получившая, видимо, в этот момент эстетический оргазм!.. Впившись глазами в вызывающе красивую женскую грудь, слегка прикрытую расстёгнутой рубашкой, «эстеты» вздыхали и с досадой потирали оставшиеся не у дел руки.Женская же половина пребывала в лёгком шоке от такого в буквальном смысле слова ГОЛОГО натурализма. Преисполненный голодом плоти, ошалело-восхищённый шёпот сильного пола, оборвался вздохом сожаления, когда актриса ловко застегнула рубашку. 

Что касается игры актёров, надо сказать, что энергетика просто вколачивала в спинки кресел, заставляя шевелиться внутри какие-то очень глубоко засевшие мысли, чувства и переживания, до конца не осознанные и не имеющие чёткой формы, и вот сейчас почему-то просящиеся наружу…Бешеный микс из романтики, граничащей с жестокостью, пошлости с наивностью, развратности и невинности, разбавленный тонким юмором и органичной игрой актёров, вводил публику в состояние каких-то нервных конвульсий, и если мужская часть зала бурно реагировала на малейшее микродвижение Тани Машьяновой, то девушки прямо-таки вибрировали на каждую реплику Евгения Колотилина, раз за разом вызывающую взрывы смеха и ярких эмоций. 

Однако, «ягодки» были ещё впереди, и вот когда действие спектакля дошло до откровенной сцены с насилием над главной героиней, то вот тут уж и было потрясение, так потрясение!.. Какая-то девушка, сидящая позади меня, риторически сматерилась растерянным голосом, для кого-то это стало «ужасом», кому-то показалось «клё-о-овым», компания впереди сидящих парней готова была чуть ли не стоя аплодировать и свистеть, а слева сидящая от меня подруга закрыла рот руками. И наверное в этот момент лицо каждого человека в зале обрело какой-то свой оттенок, проявившийся так неожиданно и почему-то в итоге заставивший всех смутиться. Кому основной инстинкт, а кому комплекс неполноценности – актуально с обеих сторон, если говорить о подростках и молодёжи, а именно о них и шла речь. 

Интересно обратить внимание на то, как менялось отношение публики к действию на сцене. Если изначально люди жаждали «этого самого», то после того, как они получили «зрелищ», в зале воцарилась такая гробовая тишина, как будто каждый пережил маленькую трагедию. И теперь уже никто не смеялся, не шептался, не хотел свистеть, а все как будто съёжились и замерли в своих креслах и совсем другими глазами стали смотреть на сцену и то, что там происходит. 

Ну, думаю, нет смысла писать, о чём этот спектакль, а стоит лишь один раз увидеть, чтобы почувствовать и, возможно, понять.Предельная откровенность бьёт током и в голову, и в сердце, и послевкусие от «Ручной сороки» нельзя обозначить одним словом, как и нельзя согласиться с тем, что эта история исключительно про «это». Не только про «это». В ней густые краски жизни и натурализм человеческой природы. 

Есть такие спектакли, про которые трудно сказать, что «он мне понравился». Потому что как может нравиться то, что, например, болит, или мучает, или то, о чём ты никогда не думал, а тут вдруг на тебе – и как-то страшно чуть-чуть… Нет, этот спектакль из тех, про которые говорят: «Он меня потряс». И в прямом, и в переносном смысле. И вот когда так, очень сложно подобрать слова, чтобы описать свои эмоции и ответить человеку на вопрос: «Ну как тебе? Про чё там ваще?»Да про всё.И про всех.И пожалуй, больше я ничего не буду говорить.