Назад к списку

Руднев в «Городе». "Самарская газета" 18 февраля 2021 г.

 Известный критик о современном театре в Самаре.

Павел Руднев - российский театровед, театральный критик, артменеджер, кандидат искусствоведения, доцент школы-студии МХАТ и Высшей школы деятелей сценического искусства имени Дадамяна, помощник ректора школы-студии МХАТ.

Имя театрального критика Павла Руднева в нашем городе хорошо известно. Он неоднократно участвовал в различных самарских фестивалях в качестве приглашенного эксперта. Новый визит состоялся благодаря театру «Город» и областной универсальной научной библиотеке. Здесь один из крупнейших исследователей современного российского театра прочитал лекцию о сценическом процессе и обсудил спектакль «Мой папа - Питер Пэн».

Особенности процесса

Первым событием встречи стала лекция «Как меняется современный театр? Приемы, инструменты, темы». Руднев обозначил предмет выступления как аномалии.

- Можно изучать историю театра по мейнстриму, а можно по маргиналиям, - заявил он. - То, о чем я говорю, примерно 5-7% процесса. Помимо этого есть много другого театра, классического, причем в самом разном смысле. Я расскажу о том, чему сам был свидетелем и что хочется переосмыслить.

Гость вынес на обсуждение вопрос о границах театральности.- Каждое новое явление пытается проверить границы на разрыв - расширить или сузить, - считает он. - Конвенция - предумышленный договор между зрителем и творческой командой о том, как нужно трактовать театр. Когда мы садимся в кресло в зале, то соглашаемся соблюдать эти правила. Например, не разговаривать и не шуметь на своем месте. Главная проблема современного театра то, что конвенционализм становится слишком разнообразным. Последние 15-20 лет каждый режиссер устанавливает свои правила. Из-за отсутствия у зрителя способности угадать конвенцию (это происходит примерно в первые 15 минут) спектакль может провалиться.

Критик рассказал о том, какие границы сегодня нарушаются. Привычные нам свойства театра — это всегда про человека; это всегда перевоплощение; это то, что существует перед нами, у нас на глазах. Однако сейчас он возможен без всего перечисленного. В том числе и без артиста. Руднев привел в качестве примера спектакль Александринского театра «Город-герой», где в темной комнате зрители сами зачитывали вслух приходившие им на мобильный телефон сообщения с отрывками из дневников и воспоминаний людей, переживших блокаду.

- Самая главная проблема, которая меня бесконечно беспокоит: медленно исчезает граница между явлением спектакля и перформанса, - признался Руднев. - 15 лет назад она легко обнаруживалась. Спектакль создается для того, чтобы быть бесконечно повторяемым. Перформанс - это однократное явление. Театральный артист существует на сцене в условном пространстве. Артист перформанса - в безусловной форме. Он работает со своим телом и «тратит» его. Например, если бы знаменитую «бабушку перформанса» Марину Абрамович не остановили, когда она вырезала у себя на животе красную звезду, она бы умерла от потери крови. В настоящее время границы стираются. Зритель уже не может оставаться безучастным и чувствовать себя в безопасности на спектакле. Часть современных постановщиков считает, что артист может говорить только от лица самого себя. В мире фейковых новостей актер имеет право повествовать лишь о том, чему сам был свидетелем. И кроме того, они утверждают, что сюжет - манипуляция и насилие автора над зрителем, а у театра есть право отказаться от борьбы за внимание публики.

- Современный человек приучен к тому, что лента фейсбука отражает его интересы. Интернет отучает нас от иерархии. Современные компьютерные игры предполагают вариативность: человек сам формирует сюжет, - отметил Руднев.Он также рассказал о том, что театр не хочет быть второстепенным искусством и отказывается от литературы как источника. Слово больше не хребет спектакля, а только одно из средств воздействия на нас. Естественное следствие этого - драматургия должна меняться.

«Мой папа - Питер Пэн»

Продолжением вечера стал спектакль театра «Город» в постановке Ольги Рябовой «Мой папа - Питер Пэн» (12+). Это рассказ о детстве мальчика, отец которого принадлежит скорее миру фантазии, чем реальности. Он вовлекает в эту игру и своего сына, сообщая ему по секрету, что он и есть тот самый Питер Пэн.

- Тема этого спектакля вечна: человек должен верить своему близкому, - рассказал исполнитель главной роли Борис Трейбич. - Если вера пропадает, то он уходит. Например, может переселиться на другую улицу. Здесь герой как будто улетает - ведь сюжет немного сказочный.

На обсуждении зрители выражали самые разные точки зрения. Одни осуждали главного героя за инфантилизм, обвиняя его во лжи сыну. Другие говорили о том, что без фантазии нельзя общаться с детьми. Одна девушка призналась, что ее папа тоже «Питер Пэн» и она благодарна ему за все хорошее, что есть в ней самой.

В финале обсуждения Руднев высказался по поводу пьесы и постановки.

- Не стоит искать в этом спектакле правых и виноватых - здесь нет положительных и отрицательных героев, - выразил он свое мнение. - Не случайно все персонажи одеты в серое. С одной стороны, это нейтральный цвет, который можно разрисовать разными красками. С другой - метафора забытовления человека. Сбой в этой семье происходит из-за того, что в юности мы идеалисты, а потом жизнь нас ломает, замусоривает. И сказки оказываются фантазиями, а не поводом к действию. Несмотря на то, что зрители обвиняли постановку в мрачности, самарский спектакль наиболее мягкий. Были намного более жесткие спектакли. Главного героя делали ярко выраженным алкоголиком, выводили на первый план тему суицида. Спектакль еще и о том, как в вечном поиске безопасности для своего ребенка не забыть о свободе для него. Очень не хочется, чтобы дети набивали шишки. Но в противном случае у них не будет иммунитета.

Павел Руднев, ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК, ТЕАТРОВЕД:

- Пьеса «Мой папа - Питер Пэн» сегодня идет во многих театрах. Керен Климовски - один из самых востребованных современных драматургов. Она целыми циклами пишет тексты на социально-подростковые темы, которые вызывают массу дискуссий. «Поколение Питера Пэна» - это термин, принятый в международной психологической школе. Кидалт (от англ. kid - ребенок и англ. adult - взрослый) - феномен нового времени, связанный со взрослыми детьми, бегущими от ответственности. В тексте пьесы эта научная проблема изображена художественными средствами. Исполнитель роли отца Борис Трейбич подчеркивает артистическую природу своего персонажа. Он всегда в движении, в танце, в своем собственном мире. Все время звучит слово «воображение» - один из терминов системы Станиславского. И история становится про то, как больно и страшно, когда у человека отнимают воображение и право на игру. Мама выступает за ответственность. Но она забыла, что есть игра, и жизнь без нее, как еда без соли, - пресна и скучна. Очень здорово сделана сцена, когда герои перечисляют свои грехи и потери. Набор признаний превращается в игру «отпусти». В этой истории очень ценны уроки свободы.

Ольга Рябова, РЕЖИССЕР-ПОСТАНОВЩИК СПЕКТАКЛЯ «МОЙ ПАПА - ПИТЕР ПЭН»:

- В процессе работы несколько актёров отказались от ролей. Таким образом Борис Трейбич выступил сразу в двух ипостасях - папы и рассказчика. В пьесе это два разных персонажа, а у нас получился один. Это, на мой взгляд, раскрыло новые смыслы в тексте: мальчик вырос и стал похож на папу. Он смотрит на эту ситуацию с позиции себя взрослого и по-другому её видит и оценивает. С точки зрения жанра это воспоминание о детстве. А прошлое мы видим не точно, всплывают какие-то осколки и обрывки. Все представляется иначе. Спектакль о том, что нельзя терять веру, как бы трудно и тяжело ни было. Это единственное, что нам помогает жить. Не хотелось никакой дидактики или осуждения. Лично во мне очень много от главного героя, человека, который играет.


Автор: Маргарита Петрова«Самарская газета» • №29 (6754) • ЧЕТВЕРГ 18 ФЕВРАЛЯ 2021