Назад к списку

В Самаре показали спектакль по пьесе Джона Джеймса Осборна про любовный треугольник. "СГ" 18 мая 2017 г.

 На сцене Самарского театра "Город" прошли гастроли частного театра из Москвы. 


На сцене три стула — по количеству героев. Четвертый персонаж придет со своим. Спектакль «Оглянись во гневе» московского театра «Студия.Project» очень удобен для гастролирования. Нехитрый реквизит умещается в маленькую сумку.

Стулья предоставили на месте, костюмы актеры привезли с собой — эту одежду можно назвать повседневной и обыденной (помимо ярких носков Клифа и претенциозных бутс с британским флагом Джимми). Еще есть труба. В нее, возвещая миру о своем существовании, Джимми регулярно трубит.

Перед началом режиссер Артем Устинов объяснил, что в Москве спектакль играется в совсем другом пространстве. И им пришлось подогнать его под особенности сцены в зале Самарской областной библиотеки, куда они попали благодаря гостеприимству театра «Город». Актеры часть времени играли на лестницах справа и слева от зрителей, вызывая ломоту в шее. Дискомфорт — кажется, именно это ощущение призвано было стать доминирующим при просмотре спектакля. И именно это чувство старается вызвать у окружающих Джимми — главный герой пьесы Джона Джеймса Осборна.

Невольно задумываешься — дело во времени или в возрасте? Это написанное более 60 лет назад произведение не ложится на современное восприятие, или багаж прожитых лет мешает искренне интересоваться «сердитыми молодыми людьми» (название движения, которое породила пьеса в английском театре)? Со свойственным лишь подросткам радикализмом, который не идет семейному мужчине 25 лет, Джимми делит все на черное и белое, при этом не видит нигде белого и презирает за это окружающий мир. Самая невинная фраза, брошенная им в адрес Элисон: «Увидеть твое лицо, вымазанное грязью, — вот моя единственная надежда».

В процессе просмотра возникает закономерный вопрос: почему жена остается с ним? Не из слабости точно — гордо вздернутый подбородок, появляющийся у Элисон в финальном споре с подругой, красноречиво подчеркивает силу характера героини. Может быть, дело в болезненной привязанности к озлобленному человеку с надломленной душой? Девочке-подростку может показаться, что сердитый юноша на велосипеде — принц на белом коне. Так же как юноше-подростку может показаться, что поливать ядовитыми струями гнева все вокруг — смелая борьба с устоями современного общества.

«Она меня за муки полюбила, а я ее — за состраданье к ним». Может ли человек, уверенный, что только с ним в этом мире происходят несчастья и поэтому все перед ним виноваты, любить кого-то, кроме себя, — еще один вопрос, остающийся без ответа. Иллюзии, в которых живет Элисон, — это придуманная ею сказка о Белке и Мишке, с которыми она ассоциирует себя и мужа. Зрителей тоже погружают в эту иллюзорную атмосферу, где все не по- настоящему. Вместо бинта — шелковая лента, вместо куска мыла — мыльные пузыри. Когда Джимми «слушает музыку» — актер исполняет мелодию сам, используя в качестве музыкального инструмента магнитофон, когда Элисон «гладит одежду» — она просто танцует с рубашкой.

Отсутствие бытовых подробностей помогает режиссеру вывести на первый план не только эмоциональные диалоги, но и игру актеров. Наблюдать за созданными персонажами интересно. Джимми в исполнении Василия Молодцова явственно скрывает под маской озлобленной желчности глубокое внутреннее страдание. Мотивация терпимости Клиффа (Александр Мишунин) к выходкам его друга становится ясна к концу спектакля, когда после ухода Элисон он покидает дом вслед за ней. Образ Елены (Алина Туравинина) в первом действии выглядит слишком грубым и злобным — затянутая в бархат стерва вызывает не меньшее неприятие, чем Джимми. Видимо, это сделано для того, чтобы контрастно подчеркнуть ее мягкость во втором действии, когда она поселяется в доме главного героя вместо Элисон. Жена главного героя в исполнении Валентины Селезневой — самый загадочный персонаж. Что скрывается за ее спокойствием и терпимостью? Христианское смирение, любовь к мужу или бесконфликтность? До конца зритель так и не разгадает ее.

Театр «Студия.Project» 

Это содружество молодых актеров, режиссеров и художников — выпускников Московского института телевидения и радиовещания, РАТИ-ГИТИСа и театрального института им. Щукина. Их объединила общая идея создания театрального проекта, где они могли бы развиваться и экспериментировать. Проект существует на грани современной эстетики и традиций студийной формы.

Артем Устинов

Родился в Самаре.В 2006 — 2009 гг. учился в Самарской государственной академии культуры и искусств на театральном факультете (курс В.В. Петрова).В 2009 — 2014 гг. — студент ГИТИСа (режиссерский факультет, мастерская С.В. Женовача).В июне 2017 г. состоится премьера спектакля «Пер Гюнт» (по Г. Ибсену), Самарский театр юного зрителя «СамАрт».


Источник: https://sgpress.ru/news/84813