Назад к списку

Трагикомедия эпохи пандемии. "Самарская газета" 18 ноября 2021 г.

 Борис Трейбич о постановках театра «Город».

Не так давно в соцсети на страничке одного из ведущих театральных критиков России Павла Руднева появилась информация о спектакле «Соглядатай» самарского театра «Город». В частности, он написал: «Берите на фестивали, достойная актёрская и режиссёрская работа». Исполнитель главной роли в спектакле, идейный вдохновитель «Города» Борис Трейбич рассказал «СГ» о том, что связывает самарский театр и самого известного в стране театрального критика.


«Мой папа - Питер Пэн» 

Театр «Город» познакомился с Рудневым 30 ноября 2019 года на фестивале современной драматургии «Ливановка», где я исполнял главную роль в эскизе по пьесе Александра Железцова «На ладони» в постановке Константина Грачкова. Павел узнал о том, что в нашем театре поставили спектакль по пьесе Керен Климовски «Мой папа - Питер Пэн», от режиссера Ольги Рябовой во время фестиваля-конференции Школы-студии МХАТ и Брусфеста «Актерское образование. Апгрейд. Педагоги - педагогам». Руднев сказал, что хотел бы его посмотреть, и мы пригласили критика в Самару. Он прочитал лекцию о современном театре и драматургии и принял участие в обсуждении нашего спектакля.

«Соглядатай» 

Руднев много сил и времени посвящает современному театру, ездит по стране, занимается переводами пьес. Несколько лет назад я прочитал переведенную им пьесу канадского драматурга Мориса Панича «Соглядатай». Тогда она отпугнула меня тем, что это фактически сплошной монолог. На сцене два актера, но говорит только один. Мне показалось, что публике может быть неинтересно два часа это слушать. Тем не менее в начале 2021 года мы начали работу над пьесой.

Репетиции совпали с разгаром пандемии. Возможно, именно это, а также название пьесы повлияли на сценографию и художественное решение спектакля, придуманные режиссером Ольгой Рябовой. На сцене два белых щита, в каждом из которых по четыре квадратных окна. Через эти отверстия несколько зрителей могут наблюдать за происходящим на сцене. Еще двум зрителям предоставляется возможность снимать спектакль на видеокамеры, с которых оператор выводит изображение на две стены. Таким образом мы смотрим спектакль в том числе их глазами. Поскольку на каждом спектакле зрители меняются, то одно представление не похоже на другое. Все декорации белого цвета. Отчасти такое решение сценического пространства продиктовано сюжетом пьесы. Герой приезжает в дом к своей умирающей тете и становится свидетелем ее постепенного ухода из жизни. Репетиции и выпуск проходили в момент пандемии, когда мы особо остро испытывали чувство одиночества. Оно срифмовалось с темой одиночества, которая звучит в пьесе. Отсюда и жанр спектакля - «трагикомедия эпохи пандемии». Речь идет не только о болезни, охватившей весь мир. Мы имеем в виду нечто более широкое: пандемия отсутствия сострадания. Эта проблема гораздо глубже и масштабнее. Когда она началась - непонятно. И когда закончится - тоже. Спектакль сложен из отдельных сцен, которые внезапно начинаются и так же обрываются. В постановке много юмора, но много и драматических, даже трагических моментов. Премьера состоялась 17 июня 2021 года. Руднев, посмотрев видеоверсию, написал у себя в соцсетях про нашу постановку. В отзыве говорилось, что спектакль ему понравился, ценно, что мы не сократили текст, и что он будет рекомендовать его на различные фестивали.

 В планах - Вырыпаев, Распутин и Экзюпери

После нового года планируем выпустить спектакль «Солнечная линия» по пьесе Ивана Вырыпаева в постановке Евгения Колотилина. Главные роли в нем исполнят Руслан Астоян и Татьяна Стенина. В феврале в наших планах участие в резиденции управления проектами оригинальной режиссуры «Рупор-63», которую делает Яна Егорова. Здесь также будет Руднев. По предварительной договоренности, он в том числе прочитает лекцию на площадке областной универсальной научной библиотеки и примет участие в просмотре и обсуждении нового спектакля театра «Город». Возможно, это будет постановка «Всем, кого касается» Даны Сидерос о проблемах буллинга - травли в школе. В 1994 году Виктор Тимофеев делал в театре «Город» спектакль «Рудольфио». Постановка состояла из двух частей: одноименного рассказа Валентина Распутина и повести Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». По сюжету первого произведения между девушкой и мужчиной завязывается дружба, она воображает себе нечто большее, и в какойто момент он прерывает отношения. И здесь возникает тема ответственности за того, кого ты приручил. Тимофеев связал это с сюжетом Экзюпери - взял несколько сцен, которые отвечали данной тематике. В начале 2000-х он создал вторую редакцию - с участием нескольких своих студентов, в том числе Лиса играл Денис Бокурадзе. У меня возникла идея сделать парафраз на этот спектакль в память о Викторе Алексеевиче. Тем более что тема - ответственность людей - никуда не исчезла. Режиссером выступит Ольга Рябова. Спектакль на двоих: Рудольфио сыграю я. А женскую роль должна исполнить актриса и танцовщица Ирина Боровкова - она весной этого года закончила курс у хореографа Павла Самохвалова.

Театр «Город» 

Первый частный театр в Самаре. Создан Виктором Тимофеевым в 1985 году. Труппа показывает свои спектакли в конференц-зале областной универсальной научной библиотеки (проспект Ленина, 14а). В репертуаре спектакли, поставленные как по текстам классиков (Марина Цветаева, Эрих Мария Ремарк, Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Эжен Ионеско), так и современных авторов (Керен Климовски, Тадеуш Слободзянек, Олег Богаев, Илья Члаки). Есть спектакли для маленьких зрителей по произведениям таких авторов, как Ганс Христиан Андерсен, Самуил Маршак, Сергей Козлов, Григорий Остер, Павел Морозов, Сергей Куваев, Сергей Белов. Совместные проекты с библиотекой и галереей «Новое пространство»: «Читай кино», «От эскиза к спектаклю», «Театр читает пьесу», «Театр читает сказку», «Театр читает страшную сказку» и другие.


Автор: Маргарита Петрова 

Самарская газета • №250 (6975) • ЧЕТВЕРГ 18 НОЯБРЯ 2021