Давненько самарская публика не видела спектаклей по произведениям местных авторов. Затянувшаяся пауза прервалась событием ярким и знаменательным - спектаклем театра "Город" по пьесе самарского прозаика и драматурга, члена Союза писателей России Александра Ануфриева "Двойник".
В своих рассказах и пьесах Ануфриев затрагивает острые нравственные проблемы сегодняшнего дня, пытается осмыслить: почему вечные ценности частенько оказываются "за бортом" современности. Таков писатель и в трагикомедии "Двойник". Вот что говорит о ней художественный руководитель театра, режиссёр спектакля Виктор Тимофеев: "За лихо закрученной драматической историей любви слышится авторская тревога за нарастающее сейчас между людьми отчужденне, тревога за время, когда всё становится товаром - и лучшие, самые светлые чувства в том числе".
Без преувеличения можносказать: спектакль по достаточно сложной, наполненной скрытыми метафорами пьесе Ануфриева вызвал большой интерес у самарской публики. На первых двух спектаклях "Двойника" в Доме актёра был аншлаг. Мне кажется, что Ануфриев во многом унаследовал традиции замечательного драматурга Александра Вампилова. Та же драматичность и одновременно анекдотичность житейских ситуаций (женщина вдруг узнает в знакомом нелюбимого мужа - человека, который надругался над ней десять лет назад, но это оказывается ошибкой, и ненависть перерастает в любовь). Та же ироничность и парадоксальность диалогов, что то и дело вызывают смех в зрительном зале. Та же тоска, возникающая из-за взаимной неприязни, из-за того, что люди занимаются нелюбимым делом.
Загзин, рекламный банковский деятель и внешне успешный человек, вдруг впадает в отчаяние: "Всё реклама, реклама, порой хочется в омут броситься". Но мы-то понимаем: никуда не бросится, а будет, как белка в колесе, крутиться и крутиться. Его жена Ольга так и не смогла прийти в себя после изнасилования, с мужем они чужие люди, и работа переводчицы не приносит радости: нет заказов. Третий персонаж, мнимый насильник Белокопытов, которого вначале представляют как фермера, оказывается непризнанным литератором. В конце концов он понимает, что Ольга, которую он полюбил, тоже принадлежит тому же миру. Понимает и просто спрыгивает с теплохода с романтическим названием "Анна Герман", где происходит действие пьесы.
Спектакль обозначен как драматическая комедия. Как и в жизни, здесь смешное перерастает в грустное, и возникает какое-то щемящее чувство, а тут ещё мелодия старого романса то и дело вьётся над сценой: "Ямщик, не гони лошадей...".
Ах, не загнал бы наш ямщик лошадей в усмерть, дал бы нам возможность остановиться, не спешить вдогонку за призрачным успехом и просто поразиться красоте окружающего мира. За это напоминание спасибо всем создателям спектакля.
Вадим Каратов.
Фото Б. Чугунова.